Вход.
Вход
Введите в поля данные, выданные Вам администратором. На сайте существует разграничение доступов.

Забыли пароль?

При потере всех данных обратитесь к администратору rgo@gazo.ru

Новости и статьи

| Все новости

Комитет Государственной Думы по энергетике провел в Тюмени круглый стол «Законодательное обеспечение газификации и развития региональных рынков газа. Вопросы технологической и коммерческой доступности газа»

Открывая мероприятие, председатель комитета Павел Завальный заявил: «Газификация регионов России – важнейшая экономическая и социальная задача, она необходима стране и самой газовой отрасли для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Но газификация должна быть экономически оправданной. В действующих сегодня на внутреннем рынке условиях ценообразования газ и его доставку до потребителя газификация подчас нерентабельна и неинтересна».

По мнению Завального, сегодня особенно важно скорейшее принятие решений по либерализации рынка газа, переходу на новую систему ценообразования в отрасли. Необходимо развитие межтопливной конкуренции, прежде всего, газа с углем, развитие конкуренции в розничной торговле газом, развитие альтернативных методов газификации с использованием СПГ и СУГ там, где это экономически оправдано, привлечение независимых производителей газа к газификации, в связи с чем остро стоит вопрос повышения инвестиционной привлекательности газификации. Особенно важны принятие государственных решений в части либерализации внутреннего рынка газа становится в связи с созданием общего рынка газа ЕАЭС в 2025 году.

Губернатор Тюменской области Александр Моор отметил уникальный опыт Тюменской области, уже несколько лет осуществляющей пилотный проект эффективной газификации с использованием механизмов государственно-частного партнерства. В его рамках строительство газопроводов ведется не за счет средств региона, а за счет специальной надбавки к тарифу за транспортировку газа с предоставлением налоговых льгот соответствующим организациям. Такая модель позволила области в течение 2014-17 годов построить порядка 900 километров газопроводов, газифицировать 110 населённых пунктов, 15,5 тысяч домовладений. Регион готов делиться этим опытом.

Председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов сообщил, что вопросы газификации находятся в списке основных проблем, с которыми избиратели обращаются к депутатам. Чаще всего люди недовольны сроками ожидания газификации своих домов, а также стоимостью технологического подключения и газового оборудования. В области сложилась практика предоставления частичной компенсации оплаты подключения к газу для льготных категорий населения за счет средств регионального бюджета. Также отработана и хорошо зарекомендовала себя модель взаимодействия с потребителями газа по принципу "одного окна". Весь этот опыт также может быть полезен для других субъектов Федерации.

Министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев, стоявший у истоков создания тюменской модели эффективной газификации в качестве губернатора области, оценил возможность ее применения в масштабах страны. По его мнению, сегодня она может быть запущена максимум в 18 субъектах Федерации с учетом уровня бюджетной обеспеченности, доходов регионов и уровня управленческой компетентности на местах. То же касается и перехода к ресурсному методу строительства инфраструктуры. Необходим переходный вариант, и его разработкой занимается сегодня Минстрой, уделяя особое внимание проблеме ценообразования. Также большое внимание министерство уделяет вопросам технического регулирования строительства, в том числе, газоснабжающей инфраструктуры. Сегодня в этой сфере многие нормы противоречат друг другу, нужна корректировка федерального законодательства. Соответствующий законопроект проходит согласования в федеральных органах исполнительной власти, но это - долгий и сложный процесс. Министр также отметил конструктивное взаимодействие ведомства с комитетом по энергетике.

Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин познакомил участников круглого стола с подробностями Национального плана по развитию конкуренции в части развития рыночных отношений в сфере газоснабжения. Сам план и принятые в его развитие нормативные акты включают в себя несколько блоков, в том числе, обеспечение недискриминационного доступа к системе транспорта и подземного хранения газа, услугам по его транспортировке, разработку единого тарифа на транспортировку газа для компаний ПАО "Газпром" и независимых производителей газа, развитие организованных торгов газом, включая инструменты биржевой торговли. В частности, речь шла о развитии адекватных биржевых индикаторов стоимости газа, которое требует увеличения объема торгов газом на бирже до 35 млрд. куб. м. газа в год. По мнению ФАС, этого будет сложно добиться без отмены существующего принципа паритета объема продаваемого газа между Газпромом и независимыми производителями газа. У последних на сегодня нет свободных объемов добываемого газа для увеличения продажи его на бирже, в то время, как профицит добычных мощностей Газпрома превышает 150 млрд. куб. м., и для него наращивание объема биржевых торгов в случае необходимости не представляет проблемы.

Заместитель руководителя ФАС подчеркнул, что реализация Национального плана по развитию конкуренции в части газоснабжения потребует корректировки федерального законодательства и четкой координации усилий законодательной и исполнительной власти.

Также Анатолий Голомолзин коснулся темы формирования долгосрочных тарифов и перехода на так называемые регуляторные контракты, предложив Тюменской области выступить пилотным регионом и в этой сфере.

Президент Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи Алексей Рыбников сообщил, что 9 месяцев текущего года на бирже реализовано 12,3 млрд кубометров природного газа, а с начала торгов в октябре 2014 года – более 57,5 млрд кубометров. Биржа обеспечивает всем участникам прозрачные и равные условия доступа к торгам, что позволяет формировать биржевые индикаторы цены на газ. Президент биржи поддержал позицию ФАС в части важности увеличения объема торгов для развития внутреннего рынка газа, а также рассказал о дальнейших задачах по развитию биржевых механизмов: переходу к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов, реализации проекта коммерческой балансировки газа, запуске торгов месячными контрактами на год вперед, а также производными финансовыми инструментами.

Заместитель генерального директора по работе с органами власти и регионами ООО «Газпром межрегионгаз» Николай Исаков посвятил значительную часть выступления теме повышения дисциплины платежей за газ. На сегодня объем долгов потребителей за газ достиг 125,2 млрд. руб. Федеральный закон 307-ФЗ, принятый в целях укрепления платежной дисциплины за газ, пока показывает эффективность лишь частично, лучше всего сработало введение пеней, а вот механизм банковских гарантий практически не работает. Также эффективным оказалось введение уголовной ответственности за ряд правонарушений, связанных с самовольным подключением к газопроводам и нанесением ущерба газотранспортной инфраструктуре. Николай Исаков озвучил ряд предложений по корректировке законодательства для повышения надежности и эффективности газоснабжения.

Заместитель председателя комитета по энергетике Дмитрий Исламов коснулся темы перевода промышленного транспорта, в том числе, карьерной техники, на газомоторное топливо. Это необходимо для расширения газопотребления в целях развития внутреннего рынка газа, уменьшения вредных выбросов в атмосферу и снижения расходов промышленных предприятий на горюче-смазочные материалы, что особенно важно с учетом ситуации с ценами на бензин и дизельное топливо в стране.

Темой выступления первого заместителя председателя комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Эрнеста Валеева стали вопросы безопасности в сфере газоснабжения, в том числе, в части обеспечения информационной безопасности критической инфраструктуры в отрасли и безопасности газа в быту. Законодательные решения в этой сфере приняты, но практика их реализации хромает.

Также на круглом столе обсуждался вопрос создания интеллектуальной системы учета газопотребления по аналогии с системой, создаваемой в электроэнергетике. Оптимальным решением этой задачи может стать возложение на ресурсоснабжающие и сетевые организации ответственности по созданию системы учета объема и качества поставляемых ресурсов с возможностью дистанционного снятия показаний и автоматической обработки данных. Отечественное оборудования и соответствующие технологии для таких систем уже существуют.

Предложения, высказанные в ходе круглого стола, войдут в рекомендации Комитета по энергетике по итогам мероприятия. Ознакомиться с ними можно будет на сайте комитета после их официального утверждения решением комитета.

Пресс-служба Российского газового общества, 02.11.2018 г.

Поделиться в
0