Вход.
Вход
Введите в поля данные, выданные Вам администратором. На сайте существует разграничение доступов.

Забыли пароль?

При потере всех данных обратитесь к администратору rgo@gazo.ru

Новости и статьи

| Все новости

Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол на тему «Состояние российского нефтегазосервиса, пути развития и вопросы его законодательной поддержки».

Мероприятие прошло в понедельник, 28 сентября, в дистанционном формате. Открывая дискуссию, Член комитета по энергетике Юшаа Газгиреев, курирующий данную тему, отметил,  что  пандемия и связанный с ней кризис спроса на углеводороды напрямую ударили по сектору нефтегазосервиса. Падение заказов в нем может составить 30-40 процентов. При этом нефтесервисный сегмент – важный сегмент нефтегазовой отрасли, обеспечивающий полтора триллиона выручки для отрасли и около 300 тысяч рабочих мест.

Новые экономические реалии для компаний нефтегазосервисного сектора неизбежно усугубляют уже существующие проблемы. Комитет по энергетике год назад обсуждал ситуацию в отрасли и сгруппировал проблемы в следующие блоки: отраслевая организация с доминирующей позицией заказчика (добывающих компаний), слабость координации государственной политики и потребность в отечественных инновациях и высоких технологиях.

В сложившихся условиях поддержка нефтегазосервисного сектора на государственном уровне, принятие мер для обеспечения его устойчивости и максимального сохранения рабочих мест, представляются первоочередной задачей. 

Председатель комитета Павел Завальный  подчеркнул, что значение нефтесервисного сегмента для устойчивого развития нефтегазовой отрасли  трудно переоценить. «Его роль  растет  по мере ухудшения качества ресурсной базы.  Для добычи нефти истощающихся и обводненных месторождений, ТРИЗ, повышения КИН нужны инновационные технологии, соответствующее оборудование, квалификация персонала. К тому что, пандемия еще раз показала, насколько важна технологическая самодостаточность. Не только санкции могут разрушать принципы международной кооперации. Страны готовы   физически закрывать границы, ставя цели выживания  выше экономики. Это стало серьезной проблемой  для нефтегазовых проектов, нефтесервиса, привело к трудностям с ввозом из-за рубежа  компонентов оборудования и высококвалифицированных специалистов для его обслуживания. Также пандемия, резкое торможение мировой экономики  создали серьезные риски падения спроса на услуги нефтесервиса, ухудшения материального положения предприятий отрасли. Это может нанести урон сектору, и без того пребывающему в непростой ситуации, прежде всего, независимым предприятиям, работающим в рынке», отметил он.  Председатель комитета по энергетике попросил участников круглого стола быть предельно конкретными в части предложений в адрес профильных органов исполнительной власти, чтобы  получить как можно более адресную, быструю  и эффективную поддержку.  

 Генеральный директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» Игорь Шпуров рассказал о результатах инвентаризации запасов полезных ископаемых, проведенной по поручению Президента РФ.  В последние годы прирост запасов нефти  в целом превышает добычу, при этом порядка 60% запасов, открытых за 15 лет, находятся в разработке. На сегодня объем извлекаемых  запасов нефти составляет порядка 29 млрд. тонн, что дает  технологическую обеспеченность около 55 лет. Но если говорить об экономически рентабельных запасах, то здесь, по разным сценариям, обеспеченность составляет от 19 до 35 лет. То есть, экономически рентабельных запасов в России всего треть от технологически извлекаемых. Значительная доля запасов относится к ТРИЗ, для освоения которых необходимы современные инновационные технологии. Сегодня  лишь 6,5%  российской нефти добывается с их применением.  П этом важно понимать, что геологоразведочные проекты и создание новой техники и технологий в среднем занимают до 20 лет, то есть для обеспечения необходимых стране уровней добычи нефти после 2040 года необходимо уже сегодня стимулировать недропользователей инвестировать в эти направления, а это невозможно без государственной поддержки.

Заместитель директора департамента добычи и транспортировки нефти газа Минэнерго России Дмитрий  Шведов рассказал о ситуации в отрасли. На российском рынке нефтегазосервисных услуг функционирует около 300 предприятий, осуществляющих поисковое и эксплуатационное бурение, текущий и капитальный ремонт скважин, сейсмические исследования и геофизические работы, строительство инфраструктуры, работы по повышению нефтеотдачи пластов и интенсификации нефтедобычи, а также обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования.

Среди основных рисков, порожденных текущим кризисом, представитель Минэнерго назвал сокращение объема рынка нефтесервисных услуг, падение их маржинальности из-за сокращения объема заказов и роста конкуренции за них, опасность роста долговой нагрузки и банкротств в секторе, сокращения персонала, снижения компетенций компаний и, как следствие, снижения конкурентоспособности российского нефтесервиса в будущем, по мере восстановления спроса на углеводороды.

Дмитрий Шведов обозначил несколько направлений государственной поддержки, которая может быть оказана сектору. Важнейший из проектов связан с созданием так называемого «фонда незаконченных скважин». По проекту, российские нефтяные компании при использовании финансовых возможностей банков закажут услуги и оборудование для разработки и подготовки новых нефтяных скважин у российских нефтесервисных компаний в большем объеме, чем это необходимо в 2020-2021 годах, при том, что ввод этих скважин в эксплуатацию планируется по мере восстановления спроса и роста добычи нефти. Проект позволит сохранить загрузку и платежеспособность нефтесервисных компаний, рабочие места и компетенции в разработке российского высокотехнологичного оборудования для нефтегазовой отрасли. Мера также простимулирует нефтяные компании инвестировать средства в развитие месторождений. Конкретные параметры проекта и необходимые изменения нормативной базы  сегодня обсуждаются на уровне Правительства РФ.  

  Заместитель директора Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России Алексей Дубинин также рассказал о мерах, предпринимаемых министерством для поддержки российского нефтесервиса в условиях пандемии и выразил готовность к еще более плотному сотрудничество с компаниями сектора для того, чтобы максимально быстро и эффективно реагировать на возникающие из-за пандемического кризиса риски и проблемы. 

Первый заместитель генерального директора, член Правления – руководитель производственного блока АО «Росгеология» Александр Афанасенков заявил, что по  оценкам компании, выход российского нефтесервиса из сложившегося кризиса возможен не раньше 2023 года и, скорее всего, в его ходе сам рынок нефтесервиса в России и состав его участников могут заметно измениться.  Помимо роста конкуренции за сокращающиеся заказы, падения выручки  и роста долговой нагрузки серьезными проблемами является стремительное старение оборудования для геологоразведочного бурения и несоответствие оборудования и технологий растущим требованиям потенциальных заказчиков. 

Эффект от уже принимаемым Минпромторгом и Минэнерго мер по поддержке сектора можно будет оценить не ранее, чем в конце года. Стратегически же сектору необходима программа мер государственной поддержки ускоренной модернизации компаний с приоритетом использования российского оборудования и технологий, стимулирование спроса на российскую продукцию для нужд геологоразведки,  разработка российского программного обеспечения.     

В круглом столе комитета приняли участие представители компаний нефтесервиса, в том числе,  ООО «Газпром бурение», холдинга АКРОС,  АО «Сибирская Сервисная Компания», ООО «Крезол – нефтесервис», озвучившие конкретные предложения  в адрес профильных органов власти. Также свои предложения представил независимый национальный отраслевой консультант по вопросам развития ТЭК России  «Выгон Консалтинг».

 В списке рекомендаций -  принятие мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования и льготного кредитования использования отечественного оборудования, комплектующих, услуг и программного обеспечения; учет затрат буровых компаний при производстве работ по строительству и капитальному ремонту эксплуатационных, разведочных, поисковых, наблюдательных нефтяных и газовых скважин; поддержка локализации производства современных зарубежных технологий, необходимых для развития нефтегазосервиса; формирование консорциумов, инжиниринговых центров и инновационных кластеров, объединяющих ресурсы компаний для стимулирования разработок и создания российских или локализованных поставщиков оборудования и технологических решений;  развитие на базе создаваемых полигонов государственно-частного партнерства для отработки образцов новой техники и технологий, а также центров подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров.

После оперативной доработки и утверждения комитетом по энергетике, рекомендации будут направлены в Правительство России, Минэнерго, Минприроды, Минпромторг, Минэкономразвиия и ФАС.
0