Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, решающий проблемы в сфере газораспределения
https://www.traditionrolex.com/42
14 января 2025
Просмотров: 1315
Проект федерального закона № 681175-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части правового регулирования статуса газораспределительной организации, а также обеспечения беспрепятственного доступа к местным газораспределительным сетям при осуществлении газораспределительными организациями мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства и газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения) был рассмотрен на пленарном заседании 14 января 2025 года.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Дмитрий Исламов, выступая от авторов документа, отметил, что запущенная в 2021 году масштабная программа социальной газификации предполагает интенсивное развитие системы газораспределения. Сегодня оно осложнено из-за неурегулированных вопросов строительства, в том числе, силами частных инвесторов, оформления прав собственности и эксплуатации газопроводов с 1990х по 2014 годы, а также прошедшей в 90х годах приватизацией газораспределительных сетей.
«Законопроект предусматривает комплекс мер, направленных на консолидацию управления такими сетями на базе имущественного комплекса газораспределительных организаций - ГРО, побуждает правообладателей объектов газоснабжения к их использованию по назначению, с получением статуса ГРО или исключению их из числа своих активов», — пояснил Дмитрий Исламов.
Документом предусмотрено внесение изменений в понятийный аппарат Закона № 69-ФЗ в части уточнения понятия «газораспределительная организация».
Законопроект упорядочивает отношения, связанные с доступом к местным газораспределительным сетям, которые принадлежат лицам, не оказывающим услуги по транспортировке газа по ним («основной абонент»).
Они должны будут получить статус ГРО, и, соответственно, тариф на прокачку газа, который компенсировал бы их затраты, включая инвестиционные. Альтернативой является возможность для «основных абонентов» по своему выбору отказаться от права собственности на газораспределительные сети и их объекты; передать их в безвозмездное владение и использование или в публичный сервитут газораспределительной организации, с сетями которой они непосредственно связаны технологически. Во всех случаях регулирующие органы должны будут учесть соответствующие затраты в тарифе ГРО.
Предусмотрены переходные положения для юридических и физических лиц, которые не оказывают услуги по транспортировке газа, являющихся собственниками газораспределительных сетей.
Также законопроект вводит регулирование порядка действий органов местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных газораспределительных сетей и их объектов, определяет их обязанности по содержанию и обслуживанию такой газораспределительной сети и ее объектов до принятия ее в муниципальную собственность, обеспечению ее соответствия требованиям безопасности. При этом законопроект заимствует концепцию регулирования, которая уже реализована в законодательстве о теплоснабжении.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, выступая от комитета, обратил внимание парламентариев на масштаб проблемы. Сегодня более 200 тысяч км. из 1097 тыс. км. распределительных газопроводов в стране находятся в собственности физических и юридических лиц, не оказывающих услуги по транспортировке газа по ним и не являющихся публичными образованиями. Права на многие созданные с привлечением частных инвестиций газопроводы вообще не оформлялись, и по существу они находятся сегодня вне правового поля, не являются объектами налогообложения, имеют все признаки бесхозяйных объектов, должным образом не содержатся. Еще порядка 22 тысяч км. – это уже официально признанные бесхозяйные сети.
«Это создает риски для обеспечения надежного и безопасного газоснабжения подключенных к ним потребителей, затрудняет подключение к сетям объектов капитального строительства новых потребителей. Кроме того, важно учитывать тот факт, что газораспределение фактически является естественно-монопольным и, соответственно, регулируемым, видом деятельности и касается объектов повышенной опасности либо опасных производственных объектов. Принятие законопроекта позволит навести в этой сфере должный порядок наиболее рациональным путем», — подчеркнул Павел Завальный.
Он также отметил, что законопроект был разработан с участием профильных органов исполнительной власти, газовых компаний, экспертного сообщества. Последние согласования проходили на совещаниях под руководством вице-премьера Александра Новака.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Дмитрий Исламов, выступая от авторов документа, отметил, что запущенная в 2021 году масштабная программа социальной газификации предполагает интенсивное развитие системы газораспределения. Сегодня оно осложнено из-за неурегулированных вопросов строительства, в том числе, силами частных инвесторов, оформления прав собственности и эксплуатации газопроводов с 1990х по 2014 годы, а также прошедшей в 90х годах приватизацией газораспределительных сетей.
«Законопроект предусматривает комплекс мер, направленных на консолидацию управления такими сетями на базе имущественного комплекса газораспределительных организаций - ГРО, побуждает правообладателей объектов газоснабжения к их использованию по назначению, с получением статуса ГРО или исключению их из числа своих активов», — пояснил Дмитрий Исламов.
Документом предусмотрено внесение изменений в понятийный аппарат Закона № 69-ФЗ в части уточнения понятия «газораспределительная организация».
Законопроект упорядочивает отношения, связанные с доступом к местным газораспределительным сетям, которые принадлежат лицам, не оказывающим услуги по транспортировке газа по ним («основной абонент»).
Они должны будут получить статус ГРО, и, соответственно, тариф на прокачку газа, который компенсировал бы их затраты, включая инвестиционные. Альтернативой является возможность для «основных абонентов» по своему выбору отказаться от права собственности на газораспределительные сети и их объекты; передать их в безвозмездное владение и использование или в публичный сервитут газораспределительной организации, с сетями которой они непосредственно связаны технологически. Во всех случаях регулирующие органы должны будут учесть соответствующие затраты в тарифе ГРО.
Предусмотрены переходные положения для юридических и физических лиц, которые не оказывают услуги по транспортировке газа, являющихся собственниками газораспределительных сетей.
Также законопроект вводит регулирование порядка действий органов местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных газораспределительных сетей и их объектов, определяет их обязанности по содержанию и обслуживанию такой газораспределительной сети и ее объектов до принятия ее в муниципальную собственность, обеспечению ее соответствия требованиям безопасности. При этом законопроект заимствует концепцию регулирования, которая уже реализована в законодательстве о теплоснабжении.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, выступая от комитета, обратил внимание парламентариев на масштаб проблемы. Сегодня более 200 тысяч км. из 1097 тыс. км. распределительных газопроводов в стране находятся в собственности физических и юридических лиц, не оказывающих услуги по транспортировке газа по ним и не являющихся публичными образованиями. Права на многие созданные с привлечением частных инвестиций газопроводы вообще не оформлялись, и по существу они находятся сегодня вне правового поля, не являются объектами налогообложения, имеют все признаки бесхозяйных объектов, должным образом не содержатся. Еще порядка 22 тысяч км. – это уже официально признанные бесхозяйные сети.
«Это создает риски для обеспечения надежного и безопасного газоснабжения подключенных к ним потребителей, затрудняет подключение к сетям объектов капитального строительства новых потребителей. Кроме того, важно учитывать тот факт, что газораспределение фактически является естественно-монопольным и, соответственно, регулируемым, видом деятельности и касается объектов повышенной опасности либо опасных производственных объектов. Принятие законопроекта позволит навести в этой сфере должный порядок наиболее рациональным путем», — подчеркнул Павел Завальный.
Он также отметил, что законопроект был разработан с участием профильных органов исполнительной власти, газовых компаний, экспертного сообщества. Последние согласования проходили на совещаниях под руководством вице-премьера Александра Новака.