119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Комитет Госдумы по энергетике обсудил ход исполнения рекомендаций «круглого стола» на тему «Формирование топливно-энергетических балансов России и регионов: проблемы и пути решения»

https://www.traditionrolex.com/42

 
21 июня 2023 Просмотров: 897
Расширенное заседание комитета прошло 21 июня 2023 г.

Начиная обсуждение, председатель Комитета по энергетике Павел Завальный напомнил, что рекомендации Комитета по формированию топливно-энергетических балансов (ТЭБ) России и регионов были утверждены в декабре 2022 года. Они касались совершенствования информационного и методологического обеспечения разработки  ТЭБ страны и субъектов Федерации с использованием новых методологических подходов. Эта работа очень важна.  ТЭБ – тот инструмент, который позволит формировать  сценарии взаимосогласованного развития отраслей экономики и энергетики, своевременно увязывать энергетическую базу в соответствии с потребностями экономики, обеспечить энергобезопасность, повысить надежность и устойчивость систем энергоснабжения.

«Без понимания эффективности производства и потребления энергоресурсов, повышения взаимосвязанности этих процессов невозможно рациональное экономическое планирование ни на региональном уровне, ни в масштабах страны. На сегодняшний день в российской экономике и в ТЭК в принципе приняты нормативные акты, направленные на формирование стройной иерархической системы документов стратегического планирования, соответствующей функционалу системы централизованного планирования, но для условий рыночной экономики. ТЭБ, как региональные, так и общестрановой, должны быть встроены в эту иерархию, причем на высоком уровне. Конечно, возвращение к советской модели, когда ТЭБ носил прямой директивный характер, невозможно и не нужно. Нужно качественное и рациональное планирование на федеральном и региональном уровне. Это необходимо для обеспечения энергетической безопасности и устойчивого энергообеспечения экономики федерального, регионального или муниципального уровня, в том числе устранения диспропорций развития производства и потребления энергии и эффективного использования местных энергоресурсов. Поэтому так важно совершенствовать методику формирования ТЭБ всех уровней и делать этот документ все более весомым», — подчеркнул Павел Завальный.

Заместитель директора Департамента развития газовой отрасли Минэнерго России Александра Полина отметила, что по сравнению с ноябрем 2022 г. количество регионов, сформировавших ТЭБ, не увеличилось.

На текущий момент целевые ТЭБ утверждены в 84 регионах Российской Федерации (в Магаданской области прогнозные ТЭБ пока не утверждены, ведется его разработка). Колоссальную работу по своду и анализу документов ведет ФГБУ РЭА. Минэнерго считает первоочередным вопросом повышение статуса Порядка составления ТЭБ субъектов  Федерации, муниципальных образований. ТЭБ могут и должны быть увязаны с прогнозами и стратегиями социально-экономического развития страны и регионов. Существующими правилами разработки таких документов этого не предусмотрено. Целесообразно включить основные положения Порядка в методику разработки прогнозов, а сам ТЭБ включать в качестве самостоятельного раздела в стратегии социально-экономического развития субъектов Федерации. Не менее важно, чтобы сроки прогнозирования документов совпадали. Так, сегодня Энергостратегия России сформирована на период до 2035 года, а ТЭБы – до 2030го. Целесообразно было бы синхронизировать эти периоды.

Заместитель генерального директора ФГБУ РЭА Минэнерго России Сергей Романов рассказал о работе по анализу формирования целевых ТЭБ субъектами Российской Федерации, которую ведет РЭА. Ведется  анализ ТЭБ, представленных регионами в Минэнерго России, включая организационные и методологические аспекты, выявление отклонений от методологических требований. Также готовятся предложения, направленные на повышение качества разработки субъектами Российской Федерации целевых ТЭБ. На сегодня данные по региональным ТЭБ в разрезе субъектов  Федерации, федеральных округов и страны в целом полностью структурированы, выявлены основные проблемы. Прорабатываются методологические, информационно-технологические и организационные подходы в части оптимизации и обеспечения комплексности составления ТЭБ.

Доработанный Порядок составления ТЭБ будет включать в себя методологию прогнозирования балансов производства и потребления топливо-энергетических ресурсов на долгосрочную перспективу. Прогнозирование спроса на энергоресурсы будет формироваться по направлениям их использования и группам потребителей на основании прогноза потребностей, будет обеспечена согласованность сводных прогнозных балансов регионов и страны в целом, включая их согласованность «по вертикали». Также в Порядке будет учтен способ замещения на другие, кроме газа, виды экологичных топливно-энергетических ресурсов, описано процессное взаимодействие участников разработки целевых ТЭБ в составе документов стратегического планирования.

Федеральной службе государственной статистики совместно с ФГБУ «РЭА» Минэнерго России по итогам «круглого стола» было рекомендовано подготовить предложения о порядке доступа к конфиденциальной официальной статистической информации и ее использования для стратегического планирования, включая формирование ТЭБ. С учетом рекомендаций Росстат утвердил Типовое решение по обеспечению защиты конфиденциальной информации при предоставлении органам власти субъектов Российской Федерации официальной статистической информации ограниченного доступа. Типовое решение предусматривает предоставление полной информации в виде служебной информации с пометкой «Для служебного пользования». Другой вопрос, что регионы не очень активно пользуются этой возможностью.

В текущем 2023 году планируется создание прототипа системы прогнозирования развития ТЭК субъектов Федерации на основе анализа социально-экономического положения регионов и прогнозов социально-экономического развития. Для тестирования системы будут выбраны пилотные 3-5 регионов, для которых будут проведены расчеты фактических и прогнозных ТЭБ. Регионы будут выбирать из тех, кто наиболее качественно сделал предварительную работу по формированию ТЭБ. Работу по апробации прототипа планируется завершить в первом квартале 2024 года.

Отдельно Сергей Романов отметил острую необходимость подготовки кадров, которые могли бы качественно работать с данными и формировать ТЭБ, прежде всего регионального уровня. Сегодня таких специалистов не хватает.

В проекте решения Комитет отмечает активное участие Минэнерго России и ФГБУ «РЭА»  в работе по совершенствованию ТЭБ страны и субъектов Федерации с использованием новых методологических подходов. В отличие от них, Министерство экономического развития РФ не представило в Комитет информацию о ходе исполнения рекомендаций по разработки мер государственной поддержки для функционирования региональных информационно-аналитических систем в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и развития ТЭК. При этом министерство ведет разработку проекта Государственной программы по энергоэффективности. Увязывание данной программы со стратегией и  прогнозами социально-экономического развития, ТЭБ различных уровней, цифровизацией и повышением точности учета потребления энергоресурсов может дать эффект повышения показателей энергосбережения до необходимых уровней.

По итогам обсуждения хода исполнения рекомендаций «круглого стола» на тему «Формирование топливно-энергетических балансов России и регионов: проблемы и пути решения» комитет по энергетике будет рекомендовать Правительству РФ рассмотреть возможность включения основных положений порядка составления ТЭБ в методики разработки  стратегий и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, а самого ТЭБ - в качестве самостоятельного раздела в стратегии социально-экономического развития регионов. Из этого следует предложение рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Федеральный закон о стратегическом планировании в Российской Федерации.

Формирование прогнозных ТЭБ субъектов Федерации должно осуществляться на постоянной основе, на принципах долгосрочности и непрерывности с участием в ней не только Минэнерго России, но и других сторон, заинтересованных в эффективном функционировании и развитии ТЭК на всех уровнях управления. Комитет предложит Правительству РФ рассмотреть возможность установления единого для всех субъектов  Федерации срока прогнозирования при разработке прогнозного ТЭБ – до 2035 года.

В осеннюю сессию Комитет Государственной Думы по энергетике планирует провести парламентские слушания по тематике формирования топливно-энергетических балансов страны и регионов в связке с прогнозами и стратегиями социально-экономического развития. 


https://www.traditionrolex.com/42