Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол на тему: «О газификации субъектов РФ с использованием альтернативных источников энергии»
https://www.traditionrolex.com/42
Открывая дискуссию, председатель комитета по энергетике Павел Завальный отметил, что целевой показатель социальной газификации 83% к 2030году - это максимально технически возможный уровень с учетом не только сетевой газификации, но и альтернативной – с использованием СПГ и СУГ.
«Дорожной картой» социальной газификации предусмотрено использование СПГ как альтернативного экологичного источника энергии в тех субъектах, где, исходя из результатов оценки экономической эффективности, трубный газ не может быть основным источником энергии.
СУГ также определен «Дорожной картой» социальной газификации в качестве альтернативного источника энергии. Существует целевой показатель увеличения производства СУГ до 25 млн. тонн в год, что даст достаточные объемы для газификации. В таких регионах как Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Красноярский край, Амурская область, Мурманская область, Еврейская автономная область, СУГ является и будет являться практически единственным видом экологичного газового топлива.
«Каждый из этих вариантов имеет свои технологические преимущества, ресурсную базу и вполне осуществим с технической точки зрения даже в нынешних условиях санкционного давления. При этом экономически альтернативная газификация с использованием СПГ и СУГ выходит значительно дороже сетевой. В случае с использованием для целей газификации СПГ затраты на сжижение газа, его транспортировку и регазификацию должны по факту ложится на плечи конечного потребителя, стоимость такого газа для него получится значительно выше, чем в случае с газификацией сетевым газом. Стоимость 1 кубометра, по расчетам, может составить в разных регионах от 30 до 70 рублей в зависимости от транспортной схемы, удаленности и сезонности завоза, что сопоставимо со стоимостью моторных топлив.
Что касается использования СУГ для социальной газификации, оптовая цена на СУГ очень волатильна, и, хотя сегодня составляет менее 10 руб. за кг, на пике стоимости достигала 45 руб. за кг. Это делает применение СУГ и СПГ для нужд отопления проблематичным с точки зрения экономики. Кроме того, остро стоит проблема отсутствия государственного регулирования как оборота собственно СУГ, так и оборота баллонов, что делает ситуацию попросту опасной.
Соответственно, для сохранения критерия социальности газификации потребуется разработка мер государственной поддержки. В первую очередь необходимо определить экономическую модель альтернативной газификации СПГ и СУГ, разработать объективные топливно-энергетические балансы для каждого конкретного региона», — подчеркнул Завальный.
Заместитель директора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ Артем Верхов рассказал о текущей ситуации в сфере СУГ и СПГ. СУГ получают при переработке попутного нефтяного газа, нефти, газового конденсата, природного газа. Объем производства СУГ ограничен объемами перерабатываемого углеводородного сырья, и составляет порядка 16 млн. тонн в год. На внутреннем рынке потребляется примерно две трети производимых объемов СУГ как сырье для нефтехимии и моторное топливо, около 600 тысяч тонн (3,5%) используется на нужды населения. Как основной энергоноситель для нагрева воды и приготовления пищи СУГ применяется в 5,5 млн. домохозяйств в 55 тысячах населенных пунктов. Доставка и хранение СУГ осуществляется в специальных сосудах под давлением, их выпуск и эксплуатация освоены.
Существует ряд факторов, сдерживающих использование СУГ в качестве полноценного источника для автономной газификации.
Во-первых, СУГ более дорогой энергетический ресурс по сравнению с природным газом, как со стороны производства, транспортировки и хранения, так и со стороны возможности использования для создания высокой добавленной стоимости в нефтехимии.
Ключевым вопросом в использовании СУГ действующими потребителями является волатильная и зачастую высокая оптовая цена.
Ранее было принято решение об отказе от регулирования оптовых цен.
Вместе с тем конечные розничные цены на СУГ для бытовых нужд населения продолжают оставаться регулируемыми и устанавливаются региональными энергетическими комиссиями или региональными службами по тарифам и ценообразованию. Это может в условиях скачка оптовых цен приводить к выпадающим доходам местных ГРО. Поэтому Минэнерго России последовательно выступает за решение этой проблемы инструментами, доступными государственному бюджету.
Объем производства СПГ ограничен только располагаемыми мощностями по его производству и составляет в России почти 30 млн тонн. Из них на долю малотоннажных заводов СПГ в 2021 году приходилось немногим более 122 тысяч тонн, из которых 17 тысяч тонн было направлено на нужды газоснабжения. Мини-заводы СПГ становятся основой для развития локальной газификации на расстоянии до 500 км. Сейчас в России имеется 21 система приема, хранения и регазификации СПГ. Доставка СПГ осуществляется преимущественно в криогенных танк-контейнерах, позволяющих осуществлять мультимодальные перевозки разными видами транспорта и хранение СПГ. Технологии производства малотоннажного СПГ в России успешно освоены, серийное производство танк-контейнеров для хранения и транспортировки СПГ возможно, но сдерживается наличием менее дорогих иностранных образцов. СПГ является более перспективным ресурсом для автономной газификации. В Росси сегодня и за счет СПГ газифицировано 7 населенных пунктов (шесть – в Пермском крае, один – в Свердловской области) и 1,5 тысячи квартир и домовладений.
Минэнерго России, другими профильными органами власти и компаниями реализуется «дорожная карта» по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года. Ее реализация позволит снизить капитальные затраты на строительство заводов мини-СПГ и объектов потребления по малотоннажному производству СПГ на 30 %.
Важным направлением развития СПГ-газификации является формирование новых центров потребления газа на базе «якорных потребителей» (котельные, небольшие промышленные потребители, транспорт), а также развитие сети Крио-АЗС и субсидирования строительства малотоннажных СПГ заводов. Это поможет обеспечить окупаемость малотоннажных заводов по производству СПГ и, как следствие, даст возможность для эффективного использования данного ресурса для газификации удаленных населенных пунктов. «Таким образом, работа по альтернативным экологичным источникам энергии с учетом экономической эффективности в регионах с отсутствующей магистральной газовой инфраструктуры продолжается. Ожидаем завершения регионами подготовки прогнозных ТЭБ, после чего перейдем к проработке «пилотных» проектов для возможного дальнейшего масштабирования технико-экономических решений для развития автономной газификации», сообщил Артем Верхов.
Генеральный директор АО «Газпром Промгаз» Николай Сторонский рассказал о работе по различным проектам газификации, которую ведет его институт. Сегодня по мере продвижения социальной сетевой газификации во все более отдаленные территории, потребление СУГ для нужд населения и объемы СУГ, реализуемые через ГРО, снижаются. При этом нельзя не отметить, что чем больше удаленность населенного пункта от газовых сетей, чем более конкурентоспособны становится СУГ.
Что касается газификации при помощи СПГ, в 2014 г. «Газпром Промгаз» реализовал первый пилотный проект в Пермском крае и сегодня его мониторит. Проект очень небольшой по объемам производимого СПГ (19 млн.т. в год, что позволило газифицировать 1200 домов), и он является типовым для нашей страны. Мониторинг показал, что отсутствие якорного потребителя (в Пермском крае предприятие, выступавшее таким потребителем, было ликвидировано) неизбежно приводит к росту цены СПГ -газификации и снижению спроса на него.
Сегодня институт подготовил программы газификации 67 регионов России, при этом две из них – для Томской и Сахалинской областей - автономной газификации СПГ.
Руководитель рабочей группы по альтернативной газификации при Российском газовом обществе Кирилл Молодцов отметил, что сегодня нормативная база газовой отрасли, во многом заточенная именно под трубный газ, отстает от требований, которые возникают в связи с реализацией задачи максимальной социальной газификации всеми видами газа.
Российское газовое общество совместно с заинтересованными компаниями и регионами подготовило ряд предложений по совершенствованию законодательства для стимулирования альтернативной или локальный газификации. Среди них:
- вопрос наделения единого оператора газификации либо специально созданного Правительством РФ единого оператора альтернативной газификации правами и обязанностями разрабатывать и реализовывать программы альтернативной газификации регионов, создать и вести федеральный цифровой реестр оборота сосудов для хранения и перевозки СУГ и СПГ, произведенных объемов СУГ и СПГ, профессиональных участников рынка СУГ и СПГ, потребителей СУГ, принадлежащих к категории население;
- разработка механизма социально ориентированного ценообразования на рынках СУГ и СПГ для целей газоснабжения населения, за счет мер господдержки, регулирования цен и объемов СПГ и СУГ для целей социальной газификации или формирования цен по принципу «затраты плюс» и адресного субсидирования каждого потребителя, принадлежащего к категории население;
- правовое закрепление формирования топливно-энергетического баланса Российской Федерации на федеральном уровне как обязательного документа текущего и перспективного планирования региона и актуализация ТЭБ субъектов федерации с учетом принятой экономической модели альтернативной газификации СПГ и СУГ.
- реализация мер поддержки рынков СУГ и малотоннажного СПГ: упрощение получения технических условий на подключение к магистральным газовым сетям; выделение льготного финансирования на реализацию проектов производства, транспортировки, дистрибуции и использования СПГ; предоставление права экспорта СПГ, произведенного на малотоннажном заводе, при условии направления не менее 75% СПГ на внутренний рынок; внедрение механизма компенсации сезонной неравномерности потребления СПГ населением, в том числе рассмотреть предоставление регионами квот на гарантированные объемы сбыта части СПГ, произведенного на малотоннажном заводе, в качестве газомоторного топлива для бункеровки речных судов или топлива для генерации тепла.
Заместитель Председателя Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ Андрей Вычужанин акцентировал внимание участников круглого стола на вопросах, связанных с СУГ, прежде всего, безопасной эксплуатации баллонов СУГ. На сегодняшний день большинство находящихся в обороте баллонов для СУГ сильно изношены и оснащены морально устаревшей запорной арматурой. Поставляемый населению СУГ часто обладает повышенным жидким остатком, сомнительного качества. В 2021 году произошло 374 взрывов баллонов СУГ, 74 из которых - в многоквартирных домах. По сравнению с 2013 годом число таких происшествий выросло в шесть раз.
Развитие рынка СУГ как альтернативного трубопроводному газу источника энергии сдерживают:
- отсутствие единого федерального регулятора рынка СУГ, единой системы учета официальных участников рынка, собственников и количества находящихся в обращении баллонов СУГ, газгольдеров, сосудов под давлением, используемых для перевозки, хранения СУГ, конечных потребителей;
- отсутствие должного контроля за техническим состоянием устаревшего, изношенного до 80% баллонного парка, использование морально устаревшей запорной арматуры. По разным оценкам в обороте находится от 30 до 50 млн. баллонов, практически неучтенных взрывоопасных предметов;
- устаревшие нормативная база, технические регламенты, регулирующие деятельность на рынке СУГ;
- отсутствие достоверных статистических данных по использованию СУГ в субъектах Российской Федерации.
Существенная разбалансированность ценообразования на рынке СУГ по отношению к трубопроводному газу по биржевым индексам, высокая сезонная волатильность биржевой цены на СУГ привела к непредвиденным дополнительным расходам бюджетов субъектов Федерации, к убыткам уполномоченных региональных ГРО. Необходимы актуализация технических регламентов, иных нормативных правовых актов, регулирующих рынок СУГ и принятие мер, направленных на повышение безопасности эксплуатации баллонного газа, будут способствовать нормализации ситуации.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике Дмитрий Исламов поддержал предложения, связанные со стимулированием проектов малотоннажного СПГ, включая упрощение получения технических условий на подключение к магистральным газовым сетям; выделение льготного финансирования; предоставление права экспорта произведенного СПГ. При этом призвал признать необходимость мер государственного субсидирования проектов альтернативной газификации для сохранения ее социальности.
В проект рекомендаций, подготовленный комитетом по энергетике, вошли предложения:
- подготовить варианты по приведению регулируемых цен на газ и тарифов на его транспортировку к уровню, позволяющему возмещать все обоснованные операционные расходы и получать прибыль, необходимую для финансирования реконструкции и дальнейшего развития газовой инфраструктуры;
- проработать целесообразность определения на федеральном уровне единого оператора газификации, отвечающего за разработку и реализацию программы альтернативной газификации;
- подготовить предложения по разработке и внедрению единой системы цифрового учета оборота сосудов для хранения и перевозки СУГ, в том числе, позволяющий ведение реестра произведенных объемов СУГ, профессиональных участников рынка СУГ, потребителей СУГ;
- рассмотреть возможность разработки и внедрения механизма социально ориентированного ценообразования на рынке СУГ и СПГ (для населения и объектов жилищно-коммунального хозяйства) на основе энергетического паритета цены с ценой трубопроводного газа;
- рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство в части введения обязательного согласования прогнозного ТЭБ субъекта Федерации с собственником ЕСГ и ЕОГ (РОГ);
- рассмотреть целесообразность подготовки предложения по актуализации технических регламентов, иных нормативных правовых актов, регулирующих рынок СУГ.