119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол на тему: «Развитие внутреннего рынка газа. Переход к конкурентному ценообразованию»

https://www.traditionrolex.com/42

 
15 февраля 2023 Просмотров: 1174
Мероприятие прошло 14 февраля 2023 года. 

Открывая дискуссию, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что природный газ остается единственным энергоресурсом, цены на который на внутреннем рынке регулируются государством. При этом в сфере поставок населению и приравненным к ним категориям потребителей цены на газ сохраняются на уровне ниже промышленных, что усиливает социальную нагрузку на ПАО «Газпром», основного поставщика газа в этом сегменте рынка, увеличивая  масштаб внутреннего перекрестного субсидирования. Одновременно экспорт трубного газа, за счет которого ранее субсидировался внутренний рынок газа, значительно снижается в связи с геополитической ситуацией, соответственно снижаются и возможности субсидирования.

В сложившейся ситуации газовая отрасль должна от экспортной модели  перейти как минимум к опоре на внутренний и внешний спрос в равной степени, чтобы  внутри страны также формировались источники для развития отрасли. Это означает ускоренную максимально возможную газификацию регионов, в том числе,  за счет СПГ и СУГ, расширение использования газомоторного топлива, СПГ на транспорте;  ускоренное развитие нефтегазохимии; соответствующую господдержку и нормативное обеспечение. Для реализации этих задач актуальным становится изменение модели функционирования рынка газа, переход к конкурентному ценообразованию на газ для всех категорий потребителей, кроме населения и ЖКХ. Такая задача ставится и в Энергостратегии-2035, но ее реализация отнесена на период после 2025 года.
  
Отдельная задача — конфигурация рынка в рамках интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС. Взятые сторонами обязательства диктуют необходимость настраивать газовый рынок России с целью его адаптации к модели общего рынка газа, который должен быть создан к 2025 году.

Начальник управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Елена Цышевская отметила, что для перехода к конкурентному ценообразованию на внутреннем рынке газа принципиально важно решить два основополагающих вопроса – о том, от какой цены отталкиваться в ценообразовании и о том, как обеспечить  недискриминационный доступ к газотранспортной инфраструктуре для всех производителей газа.  По мнению ФАС, в основе ценообразования на газ должна быть цена, образуемая в ходе организованных биржевых торгов. Для этого должен быть определен минимальный объем газа, который должен продаваться на бирже (не менее 10% от общего объема добычи ежемесячно).

Что касается недискриминационного доступа, соответствующие Правила были разработаны еще в 2018г., с тех пор они находятся на согласовании в Правительстве РФ и сегодня требуют актуализации. Такая задача уже поставлена.

Начальник департамента ПАО «Газпром» Виталий Хатьков и заместитель начальника департамента ПАО «Газпром» Виктор Яценко обрисовали ситуацию, складывающуюся в сегодняшних условиях на внутреннем рынке газа. Ее основными чертами являются: риски ухудшения устойчивости работы отрасли в условиях резкого снижения экспорта газа, снижения её инвестиционной привлекательности, сдерживание развития отрасли; фактическое отсутствие условий для конкуренции и работы нормальных рыночных механизмов; неопределенность дальнейшей ситуации с ценами; отсутствие стимулов к повышению энергоэффективности; искажение межтопливной конкуренции.

Сегодня регулируемые цены на газ  в целом не обеспечивают рентабельность продаж газа на внутреннем рынке, не могут быть полноценным источником развития газотранспортной инфраструктуры, включая реализацию программ газификации.

Не ликвидировано существенное отставание регулируемых оптовых цен на газ от экономически обоснованного уровня. Принятие Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ об увеличении налоговой нагрузки на ПАО «Газпром» дополнительно увеличило отставание регулируемых оптовых цен от экономически обоснованного уровня. Несмотря на принятие решения о проведении с 01 декабря 2022 г. индексации цен на газ на 8,5%, дополнительная налоговая нагрузка за три года превысит эффект от проведенной индексации. 

Биржевая торговля газом в России не может быть адекватной базой для перехода к конкурентному ценообразованию, поскольку биржевая торговля товаром, цена на который регулируется государством, является нонсенсом по определению.

Вопросами, требующими первоочередного решения при совершенствовании внутреннего рынка газа, являются установление экономически обоснованного уровня цен и выравнивание условий реализации на внутреннем рынке газа для всех участников в условиях резкого сокращения экспорта трубного газа и возможностей субсидирования  его поставок на внутреннем рынке.

Управляющий директор по рынкам газа и электроэнергии АО «СПбМТСБ» Сергей Трофименко подчеркнул, что документы государственного планирования России, по крайней мере, с 2017 года, однозначно определяют механизм для формирования такой внутренней точки отсчета цен на газ. Это организованные торги газом, на которых в ходе прозрачной процедуры может быть выявлена равновесная цена газа как отражение баланса спроса и предложения на данный период поставки газа. Альтернативой является сохранение существующей модели с ускорением индексации регулируемых цен, которые скорректировали бы доходность для продавцов по модели «затраты плюс». Однако такая модель не способствует сокращению издержек регулируемого субъекта, поскольку они подлежат компенсации при установлении значения тарифа на следующий период регулирования.

Более совершенный метод регулирования - установление верхнего предела цены («price cap»). Его преимущество состоит в том, что, позволяя монополисту конкурировать в условиях частичной либерализации рынка, этот метод подталкивает его к повышению эффективности работы путем сокращения затрат.

В декабре 2022 г. распоряжением Правительства РФ утвержден «План мероприятий развития организованной (биржевой) торговли на отдельных товарных рынках на 2023 - 2025 годы» Исходя из документа, основные противоречия, препятствующие развитию газовой отрасли, могут быть преодолены в рамках модели свободного ценообразования. При этом существующие риски перехода могут быть успешно купированы в рамках существующей регуляторной модели.

Представитель Биржи назвал  ключевые элементы развития биржевой торговли. Это обеспечение объективного спроса на газ на торгах, вывод на организованные торги объемов газа, реализуемых в настоящее время по внебиржевым договорам; повышение дисциплины газоснабжения, коммерческую балансировку внебиржевых договоров крупных участников рынка, приведение транспортных тарифов в соответствие издержкам на транспортировку, введение рыночных санкций за отклонение от плана. Необходимы создание долгосрочных индикаторов цены газа и контроль репрезентативности биржевой цены. Инструменты для этого есть. Также важно определение предельных значений изменения цен, при которых должны быть осуществлены интервенции на рынке. 

В результате реализации предложенных мер, по мнению Сергея Трофименко, на действующих биржевых балансовых пунктах будет формироваться объективная цена газа, как краткосрочная балансировочная, так и долгосрочная. А учитывая объективные факторы – общий объем поставки газа через балансовые пункты, соизмеримый с потреблением Европы, а также перспективы подключения к ЕСГ Восточной системы газопроводов, может быть создан крупнейший в мире хаб, способный стать не только репрезентативным индикатором для российского рынка, но и новым международным бенчмарком природного газа.

Президент Института энергетики и финансов, Главный директор по экономическому направлению Марсель Салихов назвал несколько  шагов, которые, по его мнению, необходимо сделать сегодня для улучшения ситуации на внутреннем рынке газа в условиях резкого снижения экспорта. Необходимо провести аудит принятых решений по увеличению налоговой нагрузки на отрасль с учетом изменения ситуации на внешних рынках, нужно  провести оценку актуальной ситуации с перекрестным субсидированием на внутреннем рынке газа,  его объемов, корректности расчетов, лежащих в основе перекрестки. Нужен новый подход в тарифной политике, переход от индексного подхода к бенчмаркингу.

По мнению директора Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Ильи Долматова, среднерыночное снижение цен создает риски для реализации стратегических проектов развития инфраструктуры, включая социальную газификацию и развитие ГТС. Дешевые энергоресурсы и сырье стимулируют экстенсивный экономический рост, что противоречит государственным целям.

Здоровая конкуренция ведет к повышению доступности ресурса и качества услуг в интересах потребителей. Вместе с тем сложившиеся диспропорции в ценовой политике создают риски ценовых шоков при переходе к конкурентным отношениям на внутреннем рынке газа. Поэтому в российской экономике вопрос «оптимальной» цены газа должен решаться государством, а не «невидимой рукой рынка».

Определение будущей конфигурации внутреннего рынка должно основываться на четком определении следующих величин: оптимального для экономики уровня «среднерыночных» цен на газ и объема финансирования стратегических инфраструктурных проектов, который предстоит «перенаправить» с экспортных доходов на выручку внутреннего рынка.

Для создания условий здоровой конкуренции необходимо плавное, но одновременное приближение тарифов на транспорт к уровням, обеспечивающим равномерное распределение инвестиционной нагрузки на потребителей внутреннего рынка; углубление поясной дифференциации оптовых цен с перспективой перехода к тарификации исключительно транспортной составляющей; создание системы тарификации транспорта, отвечающей цели выравнивания привлекательности локальных рынков.

Необходим постоянный контроль «справедливости» системы налогообложения, нацеленный на достижение баланса интересов конечных потребителей, собственника ЕСГ, независимых производителей газа.

Заведующий отделом исследований энергетического комплекса России и мира ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин отметил, что начиная с 2015г. динамика затрат компаний отрасли, как ПАЛ «Газпром», так и независимых производителей газа, на порядки опережала динамику  цен на газ, прежде всего, в регулируемом сегменте. Кроме того, регулируемые цены на газ росли не просто ниже инфляции, но  значительно меньше, чем в других регулируемых сегментах экономики. В условиях снижения экспорта и невозможности субсидирования внутреннего рынка за счет внешнего, такая ситуация создает серьезные риски для развития отрасли.

Необходимо обеспечить рост цен на газ в регулируемом сегменте на основе использования комплекса индикаторов. Такими индикаторами могут быть инфляция, затраты компаний отрасли, цены, складывающиеся в нерегулируемом сегменте, изменения цен на другие регулируемые виды деятельности. Нужно вводить в индикаторы параметр сезонности.
Что касается дерегулирования цен на газ, его уже можно вводить там, где присутствует конкуренция, например, в крупной промышленности ли в тех регионах, где доля «Газпрома» составляет не более 30-40%.

Комитет будет рекомендовать Правительству РФ с учетом текущей экономической ситуации, на фоне резкого падения экспорта природного газа, для  повышения доходности газовой отрасли и ее устойчивого развития, рассмотреть возможность:
  • создания экономической модели конкурентного ценообразования для промышленных потребителей;
  • закрепления на законодательном уровне преимущественного права на заключение договоров поставки газа для промышленных потребителей, имеющих намерение заключить долгосрочный договор  на условиях «бери или плати»;
  • подготовки предложений по приведению регулируемых цен на газ и тарифов на его транспортировку к уровню, позволяющему возмещать все обоснованные операционные расходы и получать прибыль, необходимую для финансирования реконструкции и дальнейшего развития газовой инфраструктуры;
  • разработки и внедрения механизма социально ориентированного ценообразования на рынке СУГ и СПГ для населения и объектов ЖКХ на основе энергетического паритета цены с ценой трубопроводного газа на переходный период к модели рыночного ценообразования.
Министерству энергетики РФ совместно с ФАС России, АО «СПбМТСБ» и ПАО «Газпром» комитет по энергетике рекомендует рассмотреть возможность внесения изменений в Правила поставки газа в Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации № 1021. Это необходимо для определения критериев «коммерческих потребителей», отражения произошедших изменений на рынке газа, укрепления дисциплины газопотребления, в том числе закреплением полноценной ответственности покупателей за невыборку газа по внебиржевым договорам, выравнивания рыночных условий и увеличения спроса на газ на торгах. В связи с ожидаемым вступлением в силу 1 сентября 2023 года новой редакции Правил поставки газа в Российской Федерации, первоочередной задачей является внесение изменений в этот нормативный документ.

Комитетам Государственной Думы, ответственным за прохождение законопроектов № 49335-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» (в части уточнения понятийного аппарата); № 1246367-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления) № 1246367-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования механизмов оформления прав на использование земельных участков, занятых линейными объектами) рекомендовано ускорить работу над ними.

Еще одной темой, затронутой в ходе круглого стола, стала безопасность эксплуатации газобаллонного оборудования, используемого для транспорта и автономной газификации. 

По разным оценкам в настоящее время в обращении находится от 30 до 50 млн. газовых баллонов, 80% которых требуют замены. По действующим нормативным документам срок службы газовых баллонов установлен в 20 лет, т. е. каждый год должны уходить с рынка от 1,5 до 2,5 млн. баллонов. Однако большинство просроченных баллонов продолжает находиться в обороте, что неминуемо влечет к возникновению аварийных ситуаций.

Контроль над техническим состоянием баллонов, их оборотом практически отсутствует. Мощностей заводов по выпуску стальных баллонов СУГ недостаточно для обеспечения требуемого обновления баллонного парка. Наблюдается существенное отставание по современным композитным баллонам. Все композитные баллоны СУГ на внутреннем рынке – импортная продукция.

Необходимое замещение жидких моторных топлив природным газом на внутреннем рынке оценивается в размере 10 - 15% от общего объема потребления (7,5-11 млн. тонн), но реальный уровень замещения составляет всего порядка 1,1%.
 
По мнению участников круглого стола, значительную часть  проблем можно решить за счет механизмов саморегулирования.

По итогам обсуждения  комитет будет рекомендовать Правительству РФ рассмотреть целесообразность:
  • разработки проекта федерального закона о создании саморегулируемой организации (СРО) в сфере деятельности по контролю над оборотом газовых баллонов, установке и освидетельствованию газобаллонного оборудования, используемого для транспорта и автономной газификации; 
  • внедрения единой системы цифрового учета оборота сосудов для хранения и перевозки баллонов СУГ;
  • усиления мер административной и уголовной ответственности за незаконную деятельность на рынке СУГ, нарушение требований безопасности при эксплуатации баллонов СУГ.
Министерству промышленности и торговли РФ комитет по энергетике рекомендует рассмотреть возможность промышленного производства на территории России газовых баллонов из специальных материалов с использованием безопасного запорного устройства; разработать порядок организации учета газовых баллонов, их оборота, освидетельствования и изъятия из оборота.



https://www.traditionrolex.com/42