119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует правительству ускорить разработку и внесение закона о регулировании морских нефтегазовых объектов

https://www.traditionrolex.com/42

 

Фото: punkt-a.info

4 июля 2022 Просмотров: 658

Такое предложение содержится в документе по итогам выездного круглого стола на тему «О совершенствовании системы государственного регулирования морских нефтегазовых объектов». Мероприятие прошло в Астрахани 1 июля 2022 г.

Астрахань выбрана местом обсуждения темы, поскольку она стала одной из мощных нефтегазовых провинций, а развитие каспийских месторождений - одной из точек роста российской нефтегазовой промышленности.

В российском секторе шельфа Каспийского моря расположены восемь месторождений: имени Ю. Корчагина, имени В. Филановского, имени Ю. Кувыкина, 170 километр, Хвалынское, Ракушечное, Центральное, им. В. Грайфера. По данным Минприроды РФ, только разведанные запасы углеводородов каспийского шельфа составляют 2,95 миллиарда тонн нефти и 3,1 триллиона кубометров газа. Извлекаемые запасы - 1,5 миллиарда тонн условного топлива.

При этом Каспийский шельф с точки зрения добычи не менее сложен, чем шельфы арктических морей. Каспийское море – это сложная экосистема, заповедная зона, которая служит местом обитания ценных видов рыб, сложная ледовая обстановка. В отношении нефтегазовых проектов действуют требования по соблюдению «нулевого сброса» в окружающую среду – в воду не должно попадать ничего. На Каспии сложнейшие климатические условия – высокие ледовые, ветровые, волновые нагрузки, периодические резкие колебания уровня моря более 2,5 м.

Месторождение им. Владимира Филановского, которое посетили представители органов власти, было открыто в 2005 году в северной части акватории Каспийского моря, в 220 километрах от Астрахани. Глубина моря составляет от 7 до 11 метров. Оно относится к крупнейшим, начальные извлекаемые запасы нефти - 129 млн. т, природного газа - 30 млрд. м3. Месторождение отличается уникальной геологией: высокая проницаемость коллекторов позволяет достигать рекордных начальных дебитов. Нефть месторождения отличается высоким качеством и относится к категории легкой малосернистой. Месторождение имени Филановского является центральным звеном транспортировки нефти с других месторождений Каспия.

Открывая круглый стол, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что роль морской шельфовой добычи по мере истощения месторождений на континентальной части и ухудшения общей структуры запасов будет только расти.  

Сегодня углеводороды занимают в мировом энергобалансе 54%, и в среднесрочной перспективе эта цифра поменяется незначительно. Рост спроса на энергию в мире может быть удовлетворен только с помощью традиционных энергоресурсов. Попытки западных правительств искусственно ускорить энергопереход привели к росту цен на нефть и газ, энергетическому кризису, который начался задолго до спецоперации.

Россия - один из лидеров мировой нефте- и газодобычи. При этом крупные действующие месторождения находятся в основном в стадии падающей добычи, добыча менее доступных запасов увеличивает капитальные затраты и операционные издержки. Растет доля глубоководных и шельфовых месторождений. Соответственно, все более актуальным становится создание такой системы регулирования, которая способствовала бы их вовлечению в разработку. И речь идет не только об экономике в чистом виде, например, о налоговой поддержке, но и об администрировании.

«Сегодня система госрегулирования морских нефтегазовых объектов очень сложна и запутана. Она насчитывает более 200 документов. Все их приходится учитывать. Деятельность морских нефтегазовых объектов контролирует 13 федеральных органов исполнительной власти.

Для эффективного освоения морских нефтегазовых объектов необходима разработка комплексного законодательного регулирования всех этапов их ввода, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Один из вариантов - разработка и принятие отдельного федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты». Перечень этих актов, полагаю, будет довольно длинным», - заявил Павел Завальный.

Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов отметил, что нефтегазовые компании, работающие на шельфе Каспия, являются для региона бюджетообразующими. Так, выплачиваемый ими налог на прибыль даёт 23% доходов бюджета Астраханской области. При этом несовершенство законодательства, его избыточность, противоречивость, а также частые изменения в налоговой политике затрудняют развитие и самих морских нефтегазовых проектов, и прикаспийского региона. На областном уровне принимаются решения, стимулирующие компании работать на шельфе, но этого недостаточно.

«Наша общая задача - на федеральном уровне установить понятные и постоянные правила для всех этапов жизни морских нефтегазовых объектов, чтобы они могли быть драйвером развития для экономики регионов и страны», -  заявил Игорь Мартынов.

Вице-губернатор – председатель Правительства Астраханской области Олег Князев сделал акцент на то, что в текущей сложной экономической ситуации, в условиях санкций, затрудняющих высокотехнологичную добычу трудноизвлекаемых ресурсов, тем более важно актуализировать законодательство так, чтобы не усложнять ещё сильнее работу недропользователей при одновременном сохранении контроля государства, прежде всего, в области безопасности.

Статс-секретарь – заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко заявила, что сегодня освоение шельфа является одной из приоритетных государственных задач развития нефтегазовой отрасли. Сложившаяся экономическая ситуация лишь повышает значение разработки месторождений Каспия и Арктики, смещает экономическую активность в регионы, увеличивает значимость быстрого внедрения новых российских технологий. Несовершенство законодательства, избыточность регулирования становятся существенным риском, тормозящим разработку шельфа.

Статс-секретарь Минэнерго рассказала о том, на какой стадии сегодня находится разработка законопроекта, выделяющего морские нефтегазовые объекты в отдельную категорию и, соответственно, полностью меняющего подход к их государственному регулированию.

Концепция закона одобрена правительством РФ, законопроект согласован с ФОИВ, и вскоре будет внесен в Правительство. В Государственной Думе законопроект, скорее всего, появится в конце осенней сессии.

Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» Николай Ляшко рассказал об особенностях каспийских месторождений и их разработки, а также о том, как идёт процесс ускоренного импортозамещения, вызванного санкционных давлением. В связи с отказом многих западных компаний-поставщиков оборудования и технологий от его обслуживания, разрывом контрактов, российским нефтегазовым компаниям приходится одновременно решать несколько задач в области поиска аналогов, реинжиниринга и перестройки логистики. Решение затрудняют отсутствие опыта у российских производителей технологий и оборудования для высокотехнологичной добычи, высокая загруженность производственных мощностей в связи с резким ростом заказов, нехватка программного обеспечения, незаинтересованность предприятий в производстве штучных продуктов.

Однако российские нефтегазовые компании уже находят варианты решения основных проблем. При этом они нуждаются в поддержке государства, в том числе, в части сокращения административных барьеров.

Результатом выхода из сложившихся трудностей за счёт ускоренного импортозамещения станут обеспечение надёжности эксплуатации объектов, поддержание уровней добычи, снижение затрат и сокращение сроков ввода нового отечественного оборудования и технологий.

И.о заместителя генерального директора по работе с органами государственной власти «Газпром нефть шельф» Елена Костомаркина обратила внимание участников круглого стола на несколько важных моментов. Сегодня Россия отстаёт от государств-конкурентов по темпам освоения шельфа, демонстрирует невысокие темпы роста шельфовой добычи, при том, что, согласно документам стратегического планирования, именно шельф должен давать 30% добычи углеводородов. Одна из причин - именно излишние административные барьеры. Если в Великобритании морские нефтегазовые объекты регулирует 31 нормативно-правовой акт, в США - 13, в Норвегии - 6, то в России это 200   Представитель компании, работающей на арктическом шельфе, озвучила наиболее значимые новации законопроекта, которые смогут облегчить компаниям работу на российском шельфе и сократить средний срок подготовки к эксплуатации морских нефтегазовых объектов с 5,5 и более лет до 4 и даже меньше.

Это выделение таких объектов в отдельную категорию:

  • определение единого уполномоченного ФОИВ по вопросам безопасности, включая проведение государственной экспертизы, в лице Ростехнадзора;
  • закрепление в документе конкретных требований к безопасности морских нефтегазовых объектов, что, позволит обеспечить более эффективный контроль за безопасностью морских нефтегазовых объектов и при этом сократить сроки и расходы на введение в эксплуатацию объектов;
  • оптимизация процедуры проведения государственной экспертизы безопасности морских нефтегазовых объектов;
  • внедрение риск-ориентированного подхода и деклараций безопасности морских нефтегазовых объектов.

Заместитель руководителя Ростехнадзора Вадим Сергеев сообщил, что ведомство поддерживает изменение подхода к регулированию морских нефтегазовых объектов при условии сохранение жёстких требований промышленной и экологической безопасности и контроля со стороны государства.

Заместитель генерального директора по техническому наблюдению и сертификации ФАУ "Российский морской регистр" Владимир Евенко также поддержал законопроект и выразил надежду на его скорейшее принятие.

Комитет Госдумы по энергетике полагает, что формирование нового правового режима морских нефтегазовых объектов позволит существенно сократить сроки их введения в эксплуатацию, повысить эффективность проектов по освоению месторождений углеводородного сырья во внутренних морских водах, на континентальном шельфе России, в российском секторе Каспийского моря.

Комитет будет рекомендовать Правительству РФ:

  • рассмотреть возможность использования подхода, который выделяет морские нефтегазовые объекты в самостоятельный объект регулирования, что позволяет учитывать их уникальные особенности;
  • рассмотреть возможность консолидации надзорных и контрольных функций в рамках одного специального надзорного органа;
  • предусмотреть разработку порядка проведения единой комплексной государственной экспертизы безопасности морских нефтегазовых объектов с одновременным исключением прочих экспертиз;
  • предусмотреть возможность создания декларации безопасности морского нефтегазового объекта в качестве единого основного документа.

Министерству энергетики РФ комитет рекомендует ускорить доработку и внесение в установленном порядке в Правительство РФ проекта федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Также рекомендации будут дополнены темами развития долгосрочной кооперации российских компаний (по примеру ГК "Росатом"), являющегося одним из лидеров в производстве оборудования для СПГ-проектов высокотехнологичной добычи, и регулирования и стимулирования параллельного импорта для нужд нефтегазовой отрасли.



https://www.traditionrolex.com/42