119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

МЭР считает неочевидной связь между мерами ЕК по углеродному регулированию и климатом

 

Фото: Джейсон Хавкерс

15 июля 2021 Просмотров: 593

По мнению главы ведомства Максима Решетникова, глобальную проблему можно решить только с помощью скоординированных действий всех стран.

Европейская комиссия разрабатывала проект трансграничного углеродного регулирования почти полтора года, однако нет уверенности в том, что оно будет соответствовать нормам международных соглашений, заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников. По его словам, Россия рассчитывает на содержательный диалог с Еврокомиссией по данным вопросам.

"Почти полтора года, пока проект [трансграничного углеродного регулирования] разрабатывался, коллеги из ЕС заверяли весь мир в том, что буква и дух соглашения ВТО будут полностью соблюдены. Сегодня уверенности в этом нет", - сказал министр, слова которого приводит Минэкономразвития.

"Надеемся, что представители ЕС сдержат данные нам ранее обещания и обеспечат соответствие документа нормам ВТО, РКИК ООН и других международных соглашений. Рассчитываем на содержательный диалог с коллегами из Еврокомиссии", - добавил Решетников.

По данным Минэкономразвития, основанным на объеме экспорта товаров, попадающих под регулирование, меры Еврокомиссии затронут поставки российской металлопродукции, цемента и электроэнергии в Евросоюз на $7,6 млрд.

"Когда механизм полностью заработает, металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов СО2, которая образовалась при их производстве. Предполагается, что цена тонны СО2 будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС. Мера затронет российские поставки в ЕС железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента в объеме $7,6 млрд", - говорится в сообщении Минэкономразвития.

Действовать сообща

Взаимосвязь между разработанными Евросоюзом мерами по углеродному регулированию и борьбой с изменением климата неочевидна, считает глава Минэкономразвития. По его мнению, глобальную проблему можно решить только с помощью скоординированных действий всех стран.

"Взаимосвязь между предлагаемым Евросоюзом механизмом и борьбой с изменениями климата, по мнению главы Минэкономразвития, также неочевидна. Парижское соглашение гарантирует странам право самостоятельно определять наиболее эффективные для них методы борьбы с изменением климата", - говорится в сообщении.

"Глобальную проблему можно решить только с помощью скоординированных действий всех стран. Тем более, что Рамочная конвенция ООН об изменении климата прямо говорит о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли", - сказал Решетников, слова которого передаются в пресс-релизе.

Новый протекционизм

Выбиранный Евросоюзом метод дополнительного налогообложения импорта в рамках углеродного регулирования совсем не нов: он давно использовался союзом для защиты от конкурентов, прежде всего России и Китая, только не под эгидой экологии, как сейчас, а под предлогом искусственного занижения издержек на сырье в странах-экспортерах, считает заведующий кафедрой торговой политики ВШЭ, экс-директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.

"Выбираемый ЕС метод дополнительного налогообложения импорта в рамках ТУР совсем не нов. Он давно использовался ЕС для защиты от конкурентов, прежде всего России и Китая, только не под экологическим зонтиком, как сейчас, а под предлогом искусственного занижения издержек на сырье в странах-экспортерах. В этих целях экономику страны (или какой-либо ее сектор) объявляли нерыночной, что позволяло Комиссии ЕС вводить дополнительные антидемпинговые пошлины", - сказал Медведков журналистам.

После серии проигранных дел в суде ВТО возникла концепция ТУР, в центре которой все те же отрасли - металлургия и удобрения, отмечает эксперт. "Ее цель - заставить предприятия конкурентов тратить на борьбу с углеродным следом так же и столько же, как и сколько тратят в ЕС, успехи страны-экспортера в декарбонизации, результаты этой работы во внимание судя по всему не принимаются. В таком подходе очень много рисков - и для торговли, и для действующих и будущих многосторонних соглашений по климату", - сказал он.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, в свою очередь, заявил, что предложенный Еврокомиссией вариант пограничного углеродного сбора навязывает другим странам регуляторные практики ЕС и полностью расходится с основными принципами Парижского соглашения по климату. По его мнению, опубликованный регламент не дает четкого понимания всех аспектов расчетов и верификации углеродного следа продукции. Наиболее важные решения, как отметил глава РСПП, отнесены на уровень подзаконных актов.

"В результате мы сталкиваемся с ситуацией, когда мировому сообществу предлагается поддержать создание прецедента трансграничного углеродного регулирования без понимания реального эффекта и для сокращения эмиссий парниковых газов, и для социально-экономической динамики разных регионов мира. Обсуждение подобной инициативы должно происходить с вовлечением всех заинтересованных сторон и признанием всех связанных с инициативой рисков", - сказал Шохин.

Источник