119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Павел Завальный выступил на пленарной сессии «Трансформация и новые горизонты развития газовой отрасли в меняющемся мире» Форума «Газ России 2023»

https://www.traditionrolex.com/42

 
15 декабря 2023 Просмотров: 717
Введенные в 2022-м блокирующие финансовые и технологические санкции,  подрядчиков, отказ от выполнения контрактов, от поставок российского газа, перекрытие трубопроводов и, наконец, откровенный терроризм - подрыв «Северных потоков»  не могли не сказаться на отрасли, тесно связанной с внешними, прежде всего, европейскими рынками, встроенной в глобальную экономику и международную кооперацию.

Больше всего пострадал трубопроводный экспорт, снизившийся более чем на 120 млрд. куб.м., что приводит к ухудшению экономики лидера газовой отрасли, «Газпрома», снижает возможности субсидирования экономики через цену газа для внутреннего рынка.

Экспорт российского СПГ в 2022-23 гг. показал устойчивость, как и поставки на внутренний рынок, где снижение поставок год к году по итогам 2022го составило порядка 4%. По предварительным прогнозам, году добыча газа в России составит 642 млрд. куб. м против 672 млрд. куб. м годом ранее.  

На внутреннем рынке драйвером спроса выступает газификация регионов, средний уровень которой вырос до 74 процентов. Запущена бессрочная программа социальной догазификации, в том числе для медицинских и образовательных учреждений. Принято решение о газификации Мурманской области, есть планы газификации Бурятии, Забайкальского и Красноярского краев. 

Стратегическая задача  – связать газотранспортные сети Запада и Востока России, сделать ЕСГ  действительно единой на всем пространстве страны. 

Правительством приняты меры поддержки развития рынка газомоторного топлива, прежде всего, в части  субсидирования строительства необходимой инфраструктуры и перевод автомобилей на газ. 

По итогам года ожидается объем поставок в Китай по «Силе Сибири» на уровне 22 млрд. кубометров, с выходом на  38 млрд. куб.м. уже 2025 году. Реализуется проект еще одного дальневосточного маршрута – на 10 млрд. кубов газа. Начались поставки  российского газа в Узбекистан через Казахстан. Россия  стала четвертым крупнейшим производителем СПГ с долей на мировом рынке 8%. 

Для реализации стратегических задач   требуются и время, и огромные инвестиции, и преодоление технологических ограничений.  Эти задачи можно решить только в тесной кооперации как между участниками отрасли, так и между отраслью и государством.  

Удержание позиций на внешних энергетических рынках и увеличение экспортного потенциала отрасли связаны с несколькими направлениями: диверсификацией и развитием новых трубопроводных коридоров на восточном направлении, ускоренным развитием  СПГ мощностей с использованием отечественных технологий и выходом на новых потребителей; расширением присутствия в секторе газохимии, производства голубых водорода и аммиака, другой продукции высоких переделов.

Про европейский рынок, бывший для отрасли основным источником дохода в течение как минимум трех десятилетий, можно забыть по целому ряду причин. Это и очевидная невозможность нормализации политических и экономических отношений между Россией и ЕС в среднесрочной перспективе, и явная деиндустриализация европейской экономики, и  намерения Европы продолжить реализацию радикальных низкоуглеродных сценариев. 

Определенные перспективы на этом направлении могут остаться в связи с реализацией проекта  турецкого газового хаба, тем более, что  на первом этапе это не требует  от нас серьезных материальных затрат в строительстве газопроводов. Кроме того, в проекте есть и значительный потенциал с точки зрения перспектив поставок через него продукции высоких переделов – «голубого» водорода, аммиака. При этом быстро заместить выпадающие объемы экспорта в ЕС в полной мере невозможно.

На восточном направлении государство видит большие перспективы сотрудничества в газовой сфере между Китаем и Россией. Реализация проектов позволит в значительной мере заместить по объемам  потерю экспорта в западном направлении в горизонте до 2030го года. Но в стоимостном выражении экспорт на восточном направлении, при сопоставимых объемах, скорее всего,   будет существенно ниже из-за особенностей ценообразования на этом рынке. Кроме того, реализация описанных выше проектов требует значительных инвестиций и мер государственной поддержки.  

Что касается рынков ближнего зарубежья, перспективы могут быть связаны с  дополнительным экспортом в Узбекистан, запуском с 2025 г. общего рынка газа ЕАЭС, возможным экспортом в Азербайджан. Но, полагаю, прирост спроса на российский газ здесь будет ограниченным,  кроме того, эти рынки вряд ли можно назвать высокомаржинальными.

Нарастить поставки газа на более удаленные внешние рынки и монетизировать соответствующие  запасы возможно только за счет СПГ. Такие задачи поставлены документами стратегического планирования. 
Долгосрочной программой развития производства СПГ предусмотрено производство 102,5 млн т СПГ в Российской Федерации к 2030 г.; Энергетической стратегией России на период до 2035 года предусмотрено увеличение производства СПГ до 140 млн. тонн в год к 2035 году.
 
Для реализации этих задач уже  создается технологическая база. В этом году приняты необходимые законодательные решения, либерализующие экспорт СПГ, которые позволят монетизировать запасы газа, расположенные севернее 67 градуса северной широты, обеспечат возможность экспорта с СПГ-проектов без привязки к участкам недр федерального значения, лицензии на которые предусматривают использование добытого природного газа для производства СПГ, в том числе, для юридических лиц, которые входят в одну группу с организациями, уже имеющими право на экспорт СПГ.   Россия планирует занять до 20% мирового рынка СПГ. 

Еще одно направление - экспорт газа в виде энергоемких удобрений и других продуктов высоких  переделов. Он в  меньшей степени зависит от создания специализированной логистической инфраструктуры, может быть  востребован на многих рынках, включая европейский, где падает производство  энергоемкой продукции.  На рынках АТР ожидается двузначный рост практически по всем продуктам нефтегазохимии. Китай, безусловно, самый крупный рынок в Азии. Эксперты видят большой потенциал спроса на других рынках Юго-Восточной Азии, таких как Бангладеш, Вьетнам, Малайзия, Камбоджа, Индонезия. Также есть потенциал для наших продуктов на рынках Африки и Латинской Америки.

Одним из важнейших условий для ускоренного развития  газопереработки и газохимии является повышение доступности газа для крупного потребления потенциальных инвесторов проектов переработки. Соответствующие изменения в законодательство были приняты Государственной Думой в конце ноября. 

Стратегическая задача - сделать внутренний рынок газа источником средств для устойчивого развития отрасли. 

 Вызовы в сфере экспорта газа, о которых говорилось выше, снижают возможности субсидирования внутреннего рынка газа. А значит, сохранение статус-кво, сложившейся модели рынка невозможно или как минимум непродуктивно, особенно с учетом задач по ускоренной максимально возможной газификации регионов, в том числе,  за счет СПГ и СУГ, расширению использования газомоторного топлива, СПГ на транспорте,  замещению им жидких топлив. 

Я убежден, что нужно прийти к решению об изменении  самой модели функционирования рынка газа, о переходе к конкурентному ценообразованию на газ для всех категорий потребителей, кроме населения и ЖКХ. В его основе должна лежать конкуренция производителей и поставщиков газа в каждом регионе, а также межтопливная конкуренция. Это даст возможность создания источников  финансирования программ газификации, обеспечит больший допуск потенциальных потребителей к  природному газу, снимет многие другие ограничения.

Сегодня, когда есть устойчивое превышение предложения над спросом, в том числе, за счет снижения экспорта, есть все условия для создания полноценного конкурентного рынка газа в нашей стране, которое в моменте не приведет к росту цен на газ. 

В перспективе цена установится в соответствии с межтопливной конкуренцией и конкуренцией производителей газа.


https://www.traditionrolex.com/42