Риск-ориентированный подход к регулированию минимальных расстояний до магистральных трубопроводов
https://www.traditionrolex.com/42
27 июня 2024
Просмотров: 735
Павел Завальный: нужен новый подход к регулированию минимальных расстояний до магистральных трубопроводов. Мы предлагаем разработку обоснования безопасности опасного производственного объекта на основе риск-ориентированного подхода.
Об этом председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, президент Российского газового общества заявил на сессии «Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования в сфере транспортировки углеводородов по магистральным трубопроводам», прошедшей в рамках XII Петербургского международного юридического форума 27 июня 2024 года.
Он подчеркнул, что законодательство, касающееся зон с особыми условиями использования территорий, нуждается в совершенствовании. Это актуально и для строящихся, и для уже построенных магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов и аммиакопроводов, вокруг которых за годы выросли целые города.
Необходим пересмотр целого ряда положений, касающихся регулирования вопросов безопасной эксплуатации этих объектов, обеспечения охраны жизни и здоровья граждан в случае возникновения аварийных ситуаций.
Работа идет с 2017 года, в том числе, в 2018 году был принят федеральный закон № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его задачей было устранение коллизии и предотвращение дальнейшего строительства капитальных сооружений в зонах минимальных расстояний от магистральных трубопроводов без согласия на это инфраструктурных компаний; создание механизмов сноса самовольных построек и компенсаций за счет инфраструктурных компаний для тех, кто владел объектами, оказавшимися в зонах минимальных расстояний, на законных основаниях, в случае необходимости сноса объектов по требованиям безопасности. Также был прописан механизм, который делал возможным нахождение зданий и сооружений в зонах минимальных расстояний до трубопроводов, при условии соблюдения всех требований по безопасности и отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан.
«Для охранных зон необходимые проекты Положений уже разработаны, правовые вопросы урегулированы, их утверждение - вопрос времени. Что касается зон минимальных расстояний, здесь конфликт интересов столь серьезен, что разработка проектов Положений, по сути, не ведется. Срок их разработки на данный момент продлен до 1 января 2025 года, возможно, будет продлен еще на год, но вряд ли это решит проблему», — полагает Павел Завальный.
Необходима разработка новых подходов и совершенствование действующих механизмов, связанных с нормативно-правовым регулированием института «минимальных расстояний».
Комитет Государственной Думы по энергетике разработал проект федерального закона, которым предлагалось конкретизировать действующий нормативно-правовой механизм обоснования безопасности опасных производственных объектов и распространить его на порядок сокращения границ зон минимальных расстояний вплоть до границ охранных зон.
Как пояснил Павел Завальный, изначально документ не нашел поддержки в ряде ФОИВ и отраслевом сообществе, а потому работа была продолжена, в том числе, совместно с Уральским государственным юридическим университетом имени В.Ф. Яковлева, который по заказу Комитета по энергетике провел экспертно-аналитическое исследование на тему «Анализ мирового опыта правового регулирования безопасной эксплуатации линейных инфраструктурных объектов топливно-энергетического комплекса».
На основе разработанных в исследовании рекомендаций на площадке Российского газового общества совместно с представителями отраслевого сообщества ведется работа по подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего разработку нормативно-правового механизма сокращения размеров зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов вплоть до охранных зон посредством реализации специальных технических и технологических решений (выполнения работ по техническому перевооружению) через обоснование безопасности опасных производственных объектов, включенное в состав декларации промышленной безопасности этих объектов, которая подлежит соответствующей экспертизе.
Данное обоснование безопасности должно содержать положения о возможности размещения отдельных объектов капитального строительства в границах сокращенных зон минимальных расстояний с учетом риск-ориентированного подхода с оценкой последствий возможных аварий на опасных производственных объектах, размера вероятной зоны действия поражающих факторов и их последствий в случае возникновения аварийных ситуаций, с разработкой соответствующего порядка и методики оценки рисков.
Об этом председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, президент Российского газового общества заявил на сессии «Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования в сфере транспортировки углеводородов по магистральным трубопроводам», прошедшей в рамках XII Петербургского международного юридического форума 27 июня 2024 года.
Он подчеркнул, что законодательство, касающееся зон с особыми условиями использования территорий, нуждается в совершенствовании. Это актуально и для строящихся, и для уже построенных магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов и аммиакопроводов, вокруг которых за годы выросли целые города.
Необходим пересмотр целого ряда положений, касающихся регулирования вопросов безопасной эксплуатации этих объектов, обеспечения охраны жизни и здоровья граждан в случае возникновения аварийных ситуаций.
Работа идет с 2017 года, в том числе, в 2018 году был принят федеральный закон № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его задачей было устранение коллизии и предотвращение дальнейшего строительства капитальных сооружений в зонах минимальных расстояний от магистральных трубопроводов без согласия на это инфраструктурных компаний; создание механизмов сноса самовольных построек и компенсаций за счет инфраструктурных компаний для тех, кто владел объектами, оказавшимися в зонах минимальных расстояний, на законных основаниях, в случае необходимости сноса объектов по требованиям безопасности. Также был прописан механизм, который делал возможным нахождение зданий и сооружений в зонах минимальных расстояний до трубопроводов, при условии соблюдения всех требований по безопасности и отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан.
«Для охранных зон необходимые проекты Положений уже разработаны, правовые вопросы урегулированы, их утверждение - вопрос времени. Что касается зон минимальных расстояний, здесь конфликт интересов столь серьезен, что разработка проектов Положений, по сути, не ведется. Срок их разработки на данный момент продлен до 1 января 2025 года, возможно, будет продлен еще на год, но вряд ли это решит проблему», — полагает Павел Завальный.
Необходима разработка новых подходов и совершенствование действующих механизмов, связанных с нормативно-правовым регулированием института «минимальных расстояний».
Комитет Государственной Думы по энергетике разработал проект федерального закона, которым предлагалось конкретизировать действующий нормативно-правовой механизм обоснования безопасности опасных производственных объектов и распространить его на порядок сокращения границ зон минимальных расстояний вплоть до границ охранных зон.
Как пояснил Павел Завальный, изначально документ не нашел поддержки в ряде ФОИВ и отраслевом сообществе, а потому работа была продолжена, в том числе, совместно с Уральским государственным юридическим университетом имени В.Ф. Яковлева, который по заказу Комитета по энергетике провел экспертно-аналитическое исследование на тему «Анализ мирового опыта правового регулирования безопасной эксплуатации линейных инфраструктурных объектов топливно-энергетического комплекса».
На основе разработанных в исследовании рекомендаций на площадке Российского газового общества совместно с представителями отраслевого сообщества ведется работа по подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего разработку нормативно-правового механизма сокращения размеров зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов вплоть до охранных зон посредством реализации специальных технических и технологических решений (выполнения работ по техническому перевооружению) через обоснование безопасности опасных производственных объектов, включенное в состав декларации промышленной безопасности этих объектов, которая подлежит соответствующей экспертизе.
Данное обоснование безопасности должно содержать положения о возможности размещения отдельных объектов капитального строительства в границах сокращенных зон минимальных расстояний с учетом риск-ориентированного подхода с оценкой последствий возможных аварий на опасных производственных объектах, размера вероятной зоны действия поражающих факторов и их последствий в случае возникновения аварийных ситуаций, с разработкой соответствующего порядка и методики оценки рисков.