Российская нефть на Востоке стала стоить дороже сорта Brent
https://www.traditionrolex.com/42
20 сентября 2023
Просмотров: 380
Российская нефть ВСТО (ESPO) стала стоить дороже эталонного сорта Brent впервые с ноября 2022 года - момента введения странами G7 и ЕС механизма потолка цен (price cap). Наш сорт торгуется к эталонной североморской нефти с премией в 50-60 центов по контрактам с поставкой в октябре, сообщает Bloomberg.
Такое соотношение было не редкостью до декабря прошлого года, но после принятия price cap нефть ESPO продавалась с дисконтом на максимуме, доходившем до 15 долларов за баррель относительно Brent. Потолок цен ограничивал цену нашей нефти 60 долларами за баррель. Сейчас ESPO торгуется выше 95 долларов за баррель, а Brent - около 94,5 доллара за баррель. Впору заявить, что механизм ограничения цен на нашу нефть дает все большие сбои. Это действительно так, но правильней будет сказать, что санкции и контрмеры против них окончательно расстроили мировой топливный рынок, входящий в полосу глобального кризиса, который не обойдет и нашу страну.
По объемам экспорта марка ESPO ранее занимала второе место после Urals, которая поставлялась в Европу. Сейчас соотношение неизвестно, но, вероятнее всего, оно не сильно изменилось, даже если доля ESPO немного возросла. На этот сорт в 2021 году приходилось около 26% от объемов экспорта, на Urals - чуть менее 70%. Увеличению доли ESPO в экспорте препятствуют инфраструктурные ограничения, сорт получается в результате смешения нефти Западной и Восточной Сибири и поставляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), главным образом в Китай, по трубопроводу и через дальневосточный порт Козьмино. Через балтийские и черноморские порты проходит нефть Ural, и здесь возможности увеличить отгрузки значительно больше.
По мнению замдекана экономического факультета МГУ Александра Курдина, рост цен на ESPO - не причина, а следствие складывающегося дефицита на мировом рынке.
Рост цен на ESPO связан с высоким спросом на все виды топлива в АТР, прежде всего в Китае, и добровольными сокращениями добычи и экспорта нефти Саудовской Аравией и Россией, считает консультант компании "Имплемента" Евгения Попова. Бленд (смесь) ESPO является востребованным независимыми китайскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), благодаря короткому логистическому плечу и низкой себестоимости переработки. Более 30% всего их импорта по итогам первого квартала 2023 года пришлось на ESPO.
Для Европы и других импортеров нефтепродуктов из стран АТР рост цен на ESPO означает дальнейшее подорожание бензина и дизельного топлива (ДТ). Причем, по данным Kpler, больше всего растут цены на сорта нефти, богатые средними дистиллятами. То есть те, из которых получается больше дизеля, а не бензина. А именно опасность дефицита ДТ сейчас нависла над странами Старого Света. Выгодней ESPO для производства дизеля было бы использовать Urals, но его доставка до Китая очень дорогая.
Говорят также и о дефиците ДТ в США, но там это больше экспортный товар, доля дизельных автомобилей там ничтожно мала (меньше 10%). А вот сокращение экспорта американского ДТ может серьезно отразиться на других рынках.
России глобальный дефицит топлива не грозит. Но в целом риски на внутреннем рынке растут. Компаниям выгоднее экспортировать добываемую нефть, чем направлять на переработку. Хотя именно из-за ESPO возникновение даже локальных дефицитов невозможно. Сорт не используется в России для нефтепереработки.
Как отмечает Попова, ESPO является смесью из нефти, добываемой на месторождениях Восточной Сибири, и отправляется напрямую на экспорт в нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
Рост цен на ESPO будет выгоден нашим компаниям-экспортерам. В бюджет налоги платятся из расчета цен сорта Urals, и подорожание ESPO на доходах казны никак не отразится. А вот рост мировых цен на топливо будет воздействовать на наш рынок и толкать цены вверх.
Выгоду от роста цен на нашу восточную нефть получат компании-экспортеры
Остается вопрос, ждать ли реакции G7 и ЕС на столь явное пренебрежение их выдумки - price cap.
С точки зрения начальника управления аналитических исследований ИК "Ива Партнерс" Дмитрия Александрова, реакции может никакой и не последовать, поскольку нефть ESPO является специфичной экспортной номенклатурной единицей с уникальными физико-химическими характеристиками, заточенной под восточное экспортное направление и локальных покупателей.
Схожего мнения придерживается Курдин, ситуацию не следует интерпретировать в жесткой связке с ценовым потолком, считает он. Потолок цен поддерживается за счет ограничений на различные финансовые и транспортные услуги, сопутствующие морским поставкам российской нефти по международным маршрутам. В то же время поставки ESPO либо направляются прямиком в Китай без морской перевозки, либо могут быть реализованы в АТР, но тоже или в Китае, или поблизости, что не требует длительных морских маршрутов через сферы влияния недружественных государств.
Источник
Такое соотношение было не редкостью до декабря прошлого года, но после принятия price cap нефть ESPO продавалась с дисконтом на максимуме, доходившем до 15 долларов за баррель относительно Brent. Потолок цен ограничивал цену нашей нефти 60 долларами за баррель. Сейчас ESPO торгуется выше 95 долларов за баррель, а Brent - около 94,5 доллара за баррель. Впору заявить, что механизм ограничения цен на нашу нефть дает все большие сбои. Это действительно так, но правильней будет сказать, что санкции и контрмеры против них окончательно расстроили мировой топливный рынок, входящий в полосу глобального кризиса, который не обойдет и нашу страну.
По объемам экспорта марка ESPO ранее занимала второе место после Urals, которая поставлялась в Европу. Сейчас соотношение неизвестно, но, вероятнее всего, оно не сильно изменилось, даже если доля ESPO немного возросла. На этот сорт в 2021 году приходилось около 26% от объемов экспорта, на Urals - чуть менее 70%. Увеличению доли ESPO в экспорте препятствуют инфраструктурные ограничения, сорт получается в результате смешения нефти Западной и Восточной Сибири и поставляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), главным образом в Китай, по трубопроводу и через дальневосточный порт Козьмино. Через балтийские и черноморские порты проходит нефть Ural, и здесь возможности увеличить отгрузки значительно больше.
По мнению замдекана экономического факультета МГУ Александра Курдина, рост цен на ESPO - не причина, а следствие складывающегося дефицита на мировом рынке.
Рост цен на ESPO связан с высоким спросом на все виды топлива в АТР, прежде всего в Китае, и добровольными сокращениями добычи и экспорта нефти Саудовской Аравией и Россией, считает консультант компании "Имплемента" Евгения Попова. Бленд (смесь) ESPO является востребованным независимыми китайскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), благодаря короткому логистическому плечу и низкой себестоимости переработки. Более 30% всего их импорта по итогам первого квартала 2023 года пришлось на ESPO.
Для Европы и других импортеров нефтепродуктов из стран АТР рост цен на ESPO означает дальнейшее подорожание бензина и дизельного топлива (ДТ). Причем, по данным Kpler, больше всего растут цены на сорта нефти, богатые средними дистиллятами. То есть те, из которых получается больше дизеля, а не бензина. А именно опасность дефицита ДТ сейчас нависла над странами Старого Света. Выгодней ESPO для производства дизеля было бы использовать Urals, но его доставка до Китая очень дорогая.
Говорят также и о дефиците ДТ в США, но там это больше экспортный товар, доля дизельных автомобилей там ничтожно мала (меньше 10%). А вот сокращение экспорта американского ДТ может серьезно отразиться на других рынках.
России глобальный дефицит топлива не грозит. Но в целом риски на внутреннем рынке растут. Компаниям выгоднее экспортировать добываемую нефть, чем направлять на переработку. Хотя именно из-за ESPO возникновение даже локальных дефицитов невозможно. Сорт не используется в России для нефтепереработки.
Как отмечает Попова, ESPO является смесью из нефти, добываемой на месторождениях Восточной Сибири, и отправляется напрямую на экспорт в нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
Рост цен на ESPO будет выгоден нашим компаниям-экспортерам. В бюджет налоги платятся из расчета цен сорта Urals, и подорожание ESPO на доходах казны никак не отразится. А вот рост мировых цен на топливо будет воздействовать на наш рынок и толкать цены вверх.
Выгоду от роста цен на нашу восточную нефть получат компании-экспортеры
Остается вопрос, ждать ли реакции G7 и ЕС на столь явное пренебрежение их выдумки - price cap.
С точки зрения начальника управления аналитических исследований ИК "Ива Партнерс" Дмитрия Александрова, реакции может никакой и не последовать, поскольку нефть ESPO является специфичной экспортной номенклатурной единицей с уникальными физико-химическими характеристиками, заточенной под восточное экспортное направление и локальных покупателей.
Схожего мнения придерживается Курдин, ситуацию не следует интерпретировать в жесткой связке с ценовым потолком, считает он. Потолок цен поддерживается за счет ограничений на различные финансовые и транспортные услуги, сопутствующие морским поставкам российской нефти по международным маршрутам. В то же время поставки ESPO либо направляются прямиком в Китай без морской перевозки, либо могут быть реализованы в АТР, но тоже или в Китае, или поблизости, что не требует длительных морских маршрутов через сферы влияния недружественных государств.
Источник