119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Когда в России можно будет начать торговать углеродными единицами?

 
20 января 2022 Просмотров: 394

Когда в России можно будет начать торговать углеродными единицами?

Каковы основные направления формирования системы углеродного регулирования в России? Каковы перспективы организации внутреннего рынка углеродных единиц и биржевой торговли ими? И как оптимально гармонизировать эти новые (будущие) институты в России с международными? Поиском ответов на эти вопросы занят сейчас весь экономический блок  госуправления, регуляторы, аналитические институты. Свое видение представляет Александр Гудков, директор дирекции по анализу товарных рынков СПбМТСБ, в статье «Углеродное регулирование в России? О выборе концепции, мировом опыте, участниках и перспективах рынка», опубликованной в последнем номере журнала «Газовый бизнес».

Россия, как и многие страны мира, приняла на себя обязательств по сокращению выбросов углерода, руководствуясь принципами Парижского соглашения. В конце 2021 года президентом РФ была поставлена задача по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Компании приняли или принимают стратегии декарбонизации своего производства и продукции. Тем актуальней стала разработка системы регулирования.

Евросоюз создает систему трансграничного углеродного регулирования CBAM, в рамках которой с 2026 планируется ввести новый углеродный налог для продукции, которая ввозится на рынки ЕС из тех стран, где не применяется углеродное регулирование или где углеродные платежи существенно ниже европейских, в том числе для компаний-экспортеров из России. Рассчитываться новый налог будет с учетом текущих цен на углеродные единицы. При этом в Европе цена на углеродную единицу – одна из самых высоких в мире.

Важнейшими для России целями создания национальной системы углеродного регулирования являются минимизация издержек российских компаний по трансграничным углеродным платежам, направление этих платежей в российский бюджет, исключение платежей в бюджеты иных стран, а также создание условий и стимулов для технического перевооружения российской промышленности, отмечает автор статьи.

В настоящее время обсуждается несколько моделей национальной системы углеродного регулирования, но все они базируются на самой распространенной системе cap-n-trade, принятой в том числе в Европе, и предполагают торговлю углеродными единицами. Запуск торгов тормозится из-за отсутствия нормативной базы, работа над которой активно ведется. Далее нужно сформировать график сокращения выбросов по годам, распределить квоты среди регулируемых организаций и – можно начинать торговать.

А. Гудков отмечает в статье, что в соответствии с проектами директив Еврокомиссии по расчету СВАМ платежи российских компаний за приобретенные квоты будут вычитаться из ставки налога по СВАМ, а биржа позволит обеспечить прозрачность расчетов и формирование репрезентативных индикаторов рыночной цены.

«Газовый бизнес», №4-2021