119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Правительство вновь озаботилось проблемой брошенных скважин

 
28 июля 2021 Просмотров: 635

В 2022 году правительство РФ намерено завершить инвентаризацию брошенных объектов в России, не имеющих собственника. Как сообщила вице-премьер Виктория Абрамченко, на сегодня в стране выявлено 29 тыс. таких объектов, основную часть которых – 26 тыс. – составляют взрывоопасные скважины.

Определить общее количество таких объектов невозможно без полноценной инвентаризации, отметила вице-премьер. Результаты этой работы будут собраны в реестр для оценки негативного влияния каждого объекта на окружающую среду, что позволит начать их ликвидацию. Два ключевых пакета федеральных законов по брошенным объектам (в частности касающихся удаления затонувших судов за счет средств судовладельцев) в июле 2021 года уже были одобрены правительством. Сейчас дорабатывается еще один законопроект – о финансовой ответственности собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда и рекультивацию промышленных площадок.

Абрамченко называет брошенные объекты «головной болью государства». При этом наиболее сложным видится вопрос брошенных нефтяных и газовых скважин, который не решается десятилетиями. Речь идет о скважинах, пробуренных в советское время, которые в ходе приватизации 1990-х годов не были включены в состав имущества компаний-недропользователей и сегодня не числятся ни за кем. По данным экспертов, только в ХМАО насчитывается более 10 тыс. таких скважин, на Ямале – более 5 тыс.

Большинство таких скважин пришло в негодность и представляет непосредственную угрозу экологии. Так, в декабре 2018 года в Осинском районе Иркутской области из-за разгерметизации законсервированной газовой скважины был введен режим ЧС.

По данным Минприроды Коми, на территории республики к началу 2018 года находилось более 4,5 тыс. заброшенных скважин, в том числе непосредственно под городскими жилыми постройками, многие из них «газируют или выдают нефтепроявления». Пять бесхозных скважин, пробуренных в 1930-1950-е годы, стали причиной загрязнения нефтепродуктами рек Ярега, Ухта и их береговой зоны. Как отмечалось, реестр заброшенных скважин в регионе составлен, но добиться их включения в соответствующую федеральную целевую программу невозможно.

Одна из главных сложностей – высокая цена вопроса. Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», ссылаясь на экспертные оценки, сообщала, что консервация каждой скважины обходится минимум в 20 млн руб. При этом ни одно ведомство не обладает ни компетенциями, ни лицензиями, ни необходимым бюджетом для проведения этих работ.

По мнению главы тюменской Общероссийской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимира Борисова, нефтяные компании, на чьих лицензионных участках находятся бесхозные скважины, могли бы их обследовать и правильно законсервировать. Помимо ликвидации экологических рисков, это обеспечило бы заказами сегмент нефтесервиса, серьезно пострадавший в результате пандемии и соглашения OPEC+ по сокращению добычи.

«АссоНефть» предлагает другое решение проблемы. Как отмечала генеральный директор ассоциации Елена Корзун, при нынешних технологиях часть бесхозных скважин может быть восстановлена и введена в эксплуатацию при минимальных капитальных вложениях, что особенно важно для небольших нефтегазодобывающих организаций.

Препятствием, однако, является неопределенный правовой статус таких скважин. По словам Корзун, компании, проявляющие интерес к эксплуатации бесхозных скважин, ни в административном, ни в судебном порядке не могут получить это право. Законопроект о внесении соответствующих изменений в законодательство уже несколько лет вязнет в отраслевых инстанциях.

Надо отметить, что правительство принимается за решение этой проблемы не впервые. Отраслевая пресса еще в начале 2000-х писала о том, как Минприроды пытается разработать экономически эффективную модель управления старыми скважинами. В рамках той, давней, кампании все скважины планировалось оценить, часть из них продать, а вырученные деньги направить на ликвидацию оставшихся брошенных скважин. По данным архивных номеров «Нефти и Капитала» от 2003 года, в России насчитывалось порядка 15 тыс. нефтяных и газовых скважин в нераспределенном фонде недр (в основном это именно старые скважины, пробуренные еще в советские времена). Больше всего их было в Тюменской области, Коми, Оренбургской области и Пермском крае. Примерно 4-5% из этих скважин могут оказаться опасными, «и эта доля постоянно растет», писал журнал почти 20 лет назад.

Учитывая «застарелость» и неоднозначность проблемы брошенных скважин, хочется надеяться, что правительство прислушается к мнениям экспертов и сможет выработать оптимальное решение.

28.07.2021 «Газовый бизнес»