119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Российский флот на СПГ-топливе: все только начинается

 
27 сентября 2021 Просмотров: 2816

Российские арктические углеводородные проекты предполагают создание танкерного флота, способного работать в условиях крайнего Севера. Отличительная черта большинства таких судов наряду с повышенной ледопроходимостью – возможность использования СПГ в качестве наиболее надежного и экологически чистого топлива. В текущем 2021 году российскими судостроителями и нефтегазовыми компаниями сделаны очередные шаги в этом направлении.

Мировой же флот насчитывает уже почти две сотни действующих судов на СПГ-топливе, и еще более ста в стадии строительства; обслуживают такие суда почти три десятка СПГ-бункеровщиков, к которым скоро добавятся еще пара десятков. И хотя в общей массе судостроительных заказов на суда на СПГ-топливе приходится пока около 17%, эта доля будет стремительно расти, считают эксперты.

24092021 Флот СПГ Прусаков ГРАФИК.png 

Под проекты и не только

В сентябре на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморье был спущен на воду второй танкер типа Aframax. Судно ледового класса ICE-1А дедвейтом 114 тыс. тонн построено по заказу «Роснефти» и предназначено для перевозки нефти «в неограниченном районе плавания». Главная и вспомогательная энергетические установки танкера могут работать как на традиционном топливе, так и на СПГ. Первый танкер Aframax «Владимир Мономах» был передан нефтяной компании в декабре 2020 года. В портфеле «Звезды» в общей сложности 12 судов типа Aframax, 10 из которых заказано «Роснефтью».

В октябре дальневосточная верфь рассчитывает подписать контракты на строительство первых 10 арктических танкеров-челноков ледового класса Arc7 дедвейтом 120 тыс. тонн. Общая потребность в этих судах может составить до 30 единиц. Их задача – обеспечивать нужды проекта «Восток Ойл», в рамках которого «Роснефть» уже с 2024 года планирует ежегодно поставлять по Севморпути 30 млн тонн нефти, а с 2030-го – до 100 млн тонн. Такие танкеры, как и танкеры Aframax, ранее в России не строились.

Танкеры-газовозы ледового класса Arc7, работающие на СПГ-топливе, уже использует «НОВАТЭК» для транспортировки продукции своего первого проекта по сжижению «Ямал СПГ». Все 15 газовозов для этого проекта были построены на южнокорейской верфи DSME.

Этим летом на ССК «Звезда» был заложен первый из 15 танкеров класса Arc7, которые будут перевозить продукцию следующего проекта компании – «Арктик СПГ 2». Газовоз вместимостью 172,6 тыс. м3 способен самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,1 м. Основным топливом для этого судна также будет сжиженный природный газ. Сдача в эксплуатацию головного танкера, как и запуск первой очереди «Арктик СПГ 2», намечена на март 2023 года.

Еще раньше, в январе, на «Звезде» началось строительство третьего танкера-продуктовоза типа MR с двухтопливной системой, также позволяющей работать на СПГ. Резка металла для первого танкера началась в сентябре прошлого года, а два месяца спустя стартовало строительство второго. Все три судна ледового класса 1B дедвейтом около 50 тыс. тонн будут эксплуатироваться в рамках долгосрочных тайм-чартерных договоров «Совкомфлота» с «НОВАТЭКом». Сдача их заказчику запланирована на 2022-2023 годы.

 

Нужны ледоколы

Создание ледокольного флота, использующего сжиженный природный газ в качестве топлива, развивается не столь активно. Эксплуатация первого такого судна, по-видимому, начнется для нужд «Норникеля»: на сентябрьском Восточном экономическом форуме металлургическая компания договорилась с «Росатомом» и «Дальневосточным центром судостроения и судоремонта» (управляет верфью «Звезда») о совместном проектировании и строительстве двухтопливного дизель-СПГ-ледокола.

Вопрос о строительстве еще четырех ледоколов на СПГ, которые обеспечивали бы перевозки продукции, в том числе углеводородной, в западной части Севморпути, буксует уже несколько лет – во многом из-за неопределенности с источниками финансирования. До конца года «Росатом» намерен окончательно определиться по этому вопросу.

«Нам надо жестко объединять усилия по производству ледоколов на СПГ, потому что имеющимся количеством атомных ледоколов не закроешь те темпы, которые требуются», - заявил в сентябре заместитель генерального директора «Росатома» Вячеслав Рукша.

 

Первый бункеровщик

До 2022–2023 годов в России должны появиться в общей сложности около 20 судов, работающих на СПГ, и они требуют соответствующей инфраструктуры для обслуживания и заправки топливом, рассчитала «Газпром нефть». Компания, активно развивающая в целом бункеровочный бизнес, стала первым в России владельцем судна-бункеровщика СПГ-топливом.

Строительство первого в стране СПГ-бункеровщика «Дмитрий Менделеев» было завершено в августе 2021 года. Он предназначен для заправки грузовых и пассажирских судов сжиженным природным газом по технологии ship-to-ship в портах Финского залива и Балтийского моря — Санкт-Петербурге, Усть-Луге, Приморске, Калининграде и Выборге. Проект реализован «Газпром нефтью» по лизинговому договору со «Сбербанк Лизингом». Бункеровщик способен перевозить до 5800 м3 природного газа в сжиженном состоянии. Усиленный корпус судна соответствует ледовому классу Arc4, что позволяет выполнять самостоятельное плавание в однолетних льдах толщиной до 0,8 м.

По словам зампреда правления «Газпром нефти» Анатолия Чернера, уже в этом году бункеровщик начнет коммерческие операции в Балтийском регионе. Благодаря своим высоким экологическим и эксплуатационным характеристикам в среднесрочной перспективе СПГ будет играть ключевую роль в декарбонизации морских перевозок, подчеркнул топ-менеджер компании.

 

Большое дело

Еще более масштабные планы у «Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации» («ВАНК»). На Восточном экономическом форуме она заключила соглашение со Сбербанком и «Сбербанк Лизингом» о первом проекте по созданию комплексной инфраструктуры бункеровки СПГ в Дальневосточном федеральном округе. Предполагается, что Сбербанк выделит кредит в 8,4 млрд руб. на строительство завода по производству сжиженного природного газа, а «Сбербанк Лизинг» примет участие в конкурсе по закупке судов-бункеровщиков СПГ и в случае признания победителем предоставит эти суда в лизинг «ВАНК». Как отмечает корпорация, Россия, имеющая выход в Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый океаны и, в перспективе, собственный бункеровочный флот, может стать одним из ведущих мировых поставщиков СПГ для бункеровки судов. Если судно «Газпром нефти» обеспечит транспортировку и бункеровку малотоннажным СПГ-топливом в балтийских портах, то задача «ВАНК» – освоить восточные выходы в Мировой океан, заявил председатель совета директоров корпорации Станислав Неверов.

Эксперты международного сертификационного и классификационного общества Det Norske Veritas Germanischer Lloyd (DNV GL) считают, что к 2050 году доля СПГ на мировом бункеровочном рынке превысит 40%, другие аналитики более осторожны в оценках. По прогнозам (озвученным, правда, до начала пандемии covid-19), к 2024 году капитализация европейского рынка бункеровки судов СПГ может превысить $12 млрд, а потребность морского и речного флота в этом топливе к 2030 году достигнет 8 млн тонн в год. Соответственно растет и количество СПГ-бункеровщиков, способных обслуживать этот флот. По данным DNV GL, к началу 2021 года в мире работало 27 таких судов, еще 18 находились в стадии строительства, а через два года их число превысит 60.

 

С мазута на СПГ

По данным WWF, около 75% всего топлива, которое до последнего времени использовалось в арктическом судоходстве, приходилось на флотский мазут. В 2016 году в Финляндии был введен в эксплуатацию первый в мире ледокол ледового класса Polar Class 4 Icebreaker, использующий в качестве топлива СПГ. Строительство таких судов получило импульс в связи с ограничениями Международной морской организации (IMO), согласно которым с 2020 года содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,5%. При этом в 2024 году вступает в силу запрет IMO на использование и перевозку флотского мазута в арктических водах.

Как отмечают эксперты, использование судами сжиженного природного газа на 100% уменьшает выбросы в атмосферу оксидов серы, на 76% – оксидов азота и на 27% – углекислого газа по сравнению с аналогичными судами, работающими на «тяжелом» топливе. СПГ как энергоноситель для транспортных средств имеет целый ряд преимуществ и перед другими перспективными и уже применяемыми на флоте альтернативными видами топлива – сжиженным нефтяным газом, метанолом, биодизельным топливом. В частности, СПГ дешевле нефтяного, в том числе низкосернистого топлива (по подсчетам Национальной газомоторной ассоциации, его использование позволяет ежегодно экономить на одном судне около $1,3 млн), у него более высокая объемная теплота сгорания. Перевод судов на СПГ позволит соответствовать международным нормам судоходства в Арктике, устранить риски разливов нефтепродуктов, снизить углеродный след и получить относительно дешевое топливо, производимое непосредственно в районе судовых операций.

 

Мировое судостроение

По данным DNV GL, с 2018 по 2020 год число судов, работающих на СПГ, выросло в мире в полтора раза, до 191. Еще 142 судна, относящихся к категории LNG ready, изначально спроектированы с возможностью быстрого переоборудования для работы на сжиженном газе. При этом 22% мирового портфеля заказов в судостроении в прошлом году составили суда с альтернативными видами топлива, ¾ которых пришлось на СПГ. Согласно совместному прогнозу Korea Development Bank и агентства по содействию торговле и инвестициям Korea Trade-Investment Promotion Agency, к 2025 году на такие суда будет приходиться уже более 60% мировых судостроительных заказов.

 

27.09.2021 «Газовый бизнес»