119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

У российской авиации на газомоторном топливе и водороде – большое будущее

18 Августа 2021 Просмотров: 498

П

рименение для авиационной техники газомоторного топлива, в том числе на основе метана, этана, бутана, пропана или водорода, может стать для России опережающим другие страны шагом к широкому переходу транспорта на высокоэнергетические и экологичные низкоуглеродные виды топлив. Так считают авторы статьи «Прошлое и будущее «газолетов» в России», опубликованной в журнале «Газовый бизнес».

Авторами статьи выступили известные авиаторы и специалисты авиационной науки и промышленности, среди которых: Валерий Архипов, летчик-испытатель, в 1988 году участвовавший в первом полете экспериментального самолета Ту-155 15 (летающей лаборатории) на водородном топливе; Вячеслав Зайцев, член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, гендиректор АО «Интеравиагаз»; Игорь Затямин (АО «Интеравиагаз»); Николай Костерев («НИИ Экономики авиастроительной промышленности»).

Авторы статьи, обосновывая большие перспективы газового топлива для авиации, дают также исторический очерк зарождения и развития этого направления. Так, еще в 1950-60-х годах советское правительство и авиационная наука предвидели вероятность и истощения запасов нефти, и нарастания экологических проблем ископаемого топлива (хотя выхлопы от традиционного авиакеросина меньше, чем на наземном транспорте, эмиссия происходит в особо чувствительных слоях атмосферы). Был сделан вывод, что эти два фактора – ресурсный и экологический – в будущем могут сдерживать развитие гражданской авиации. Начались разработки отечественной авиатехники на газомоторном топливе, эксперименты с различными видами авиационного ГМТ.

Причем поначалу основным и единственным альтернативным топливом для будущей авиации считался жидкий водород, чему способствовала надежда на появление в начале 70-х годов избытка дешевой электроэнергии за счет создания установки термоядерного синтеза (токамак). Впоследствии в число альтернативных топлив были включены сжиженные бутан и пропан, а также метан – СПГ.

В 1987 году состоялся первый полет экспериментального вертолета, созданного на базе Ми-8Т, один из двух двигателей которого работал на сжиженном газе (пропан-бутан). В этом же году утверждены технические условия на авиационное сконденсированное топливо – АСКТ. Результатом криогенного направления авиационного ГМТ, стала разработка самолета на базе Ту-155, называемого также «летающей лабораторией». Этот самолет совершил первый полет в апреле 1988 года с участием одного из авторов статьи и на разных этапах испытывался с разными экспериментальными двигателями – на жидком водороде и на СПГ.

Подробнее см. «Газовый бизнес» (№2, 2021).