Комитет Государственной Думы по энергетике обсудил законодательное обеспечение развития распределенной энергетики в изолированных и труднодоступных территориях в Якутске
https://www.traditionrolex.com/42
Выездной круглый стол прошел 14 апреля 2023 г.
Открывая мероприятие, Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев выразил признательность за решение комитета по энергетике организовать дискуссию, посвященную энергообеспечению труднодоступных территорий, именно в г. Якутске.
«Особенно отрадно, что площадкой для обсуждения данной темы выбрана наша республика, где развитие энергетики в децентрализованной зоне энергоснабжения в силу значительных расстояний между населенными пунктами, географических и климатических особенностей идет по особому пути.
В качестве распределенной энергетики республика поддерживает приоритетное использование на территории Якутии альтернативных источников энергии. Создаются все благоприятные условия нашим партнерам и коллегам для развития и взаимовыгодного сотрудничества для внедрения альтернативных источников энергоснабжения Огромный вклад в развитие возобновляемой энергетики на территории Республики Саха (Якутия) внесли предприятия электроэнергетики: ПАО «РусГидро», ПАО «Якутскэнерго» и АО «Сахаэнерго». На сегодня в республики функционируют 28 источников солнечной генерации и 1 объект ветровой генерации.
Сегодня мы имеем все возможности, технологии и ресурсы для использования огромного потенциала возобновляемой энергетики. С 2021 года компанией РусГидро совместно с инвесторами реализованы 6 пилотных объектов модернизации – гибридные энергокомплексы (ДЭС + СЭС) введены в Момском и Верхоянском районах. До конца 2024 года будут сооружены еще 66 гибридных энергокомплексов. Выражаю надежду, что благодаря совместному обсуждению вопросов в рамках сегодняшнего «круглого стола» состоится бесценный обмен опытом и дальнейшее развитие сотрудничества по вопросам развития возобновляемых источников энергии», — заявил Айсен Николаев.
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что место проведения мероприятия действительно выбрано не случайно. Электроэнергетика Республики Саха (Якутия) включает в себя зоны и централизованного, и децентрализованного энергоснабжения. Централизованным электроснабжением охвачено 36% территории республики, где проживает 85 % населения. Зона действия автономной энергетики охватывает площадь 2,2 млн. кв.км (64%) с 15% проживающего в республике населения.
В границах России расположено большое количество технологически изолированных и труднодоступных территорий (ИТТ), не охваченных централизованным электроснабжением. Большая их часть приходится на территорию Арктики, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, в том числе: отдельные районы Республики Саха (Якутия) и Республики Карелия, Мурманской, Архангельской, Магаданской, Амурской и Сахалинской областей, Камчатского края, Чукотского АО, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого АО.
По данным Аналитического центра при Правительстве РФ общее количество локальных объектов генерации составляет 712 единиц суммарной установленной мощности 823 МВт. При этом около 63% (525 МВт) установленной мощности объектов генерации в ИТТ сосредоточено в четырех регионах: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Красноярский край и Ямало-Ненецкий АО.
Энергетический комплекс в ИТТ характеризуется слабым уровнем развития инфраструктуры; удаленностью от топливных баз; высоким износом основных фондов; недостаточностью источников финансирования для проведения модернизации; высоким уровнем перекрестного субсидирования; низкой обеспеченностью местными видами топлива и его высокими удельными расходами.
Другой значимой проблемой для ИТТ является высокие производственные издержки и себестоимость производимой электроэнергии. При этом покрытие высоких тарифов не ложится в полном объеме на потребителей и представляет собой перекрестное субсидирование.
По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, объем перекрестного субсидирования для технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем ДФО составляет в среднем 20 млрд. рублей в год. Для снижения перекрестного субсидирования необходима минимизация потребления дорогого дизельного топлива, а также модернизация действующих объектов локальной генерации.
Распределённая генерация характеризуется малыми сроками ввода и окупаемости мощностей, более гибко реагирует на спрос, чувствительна к появлению новых технологий, поэтому имеет большой потенциал для обеспечения энергоснабжения ИТТ Дальнего Востока и Арктики, снижения стоимости электроэнергии и объема перекрестного субсидирования.
«У Республики Саха (Якутия) есть значительный опыт реализации проектов малой и распределенной энергетики в труднодоступных и изолированных территориях, в том числе, с использованием ВИЭ. Наша задача сегодня – проанализировать этот опыт, обсудить необходимое для повышения эффективности проектов распределенной энергетики совершенствование законодательства, подготовить содержательные рекомендации в адрес профильных органов власти», — сказал Павел Завальный.
Директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов отметил, что задача развития распределенной генерации в удаленных и изолированных энергорайонах получила отражение в целом ряде стратегических документов, таких как Доктрина национальной энергетической безопасности, Указ Президента РФ, Энергостратегия, ряд распоряжений и постановлений Правительства РФ.
Во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам Восточного экономического форума 2021г. Минэнерго России, Минвостокразвития России совместно с ПАО «РусГидро», ВЭБ.РФ и другими подготовлен проект программы модернизации объектов локальной генерации на территории ДФО. В него отобрано 270 объектов неэффективной дизельной генерации общей мощностью 477 МВт. В качестве первого этапа реализации Программы предлагается выделить 80 объектов дизельной генерации на территории Республики Саха (Якутия) и Камчатского края с периодом окупаемости до 15 лет. Предварительная мощность новых ДЭС, ВИЭ и СНЭ составит соответственно 100 МВт, 33 МВт и 15 МВт.
Привлечение частных инвестиций подразумевается осуществить на основе энергосервисного договора с учетом предоставления заемного финансирования по субсидируемой ставке и возможных налоговых преференций.
Реализацию Программы предлагается выполнять на основе конкурсных процедур по отбору проектов модернизации, проводимых собственниками объектов локальной генерации, с заключением по итогам энергосервисных договоров. В программе также предложены меры государственной поддержки, повышающие инвестиционную привлекательность проектов. Проект Программы проходит согласование в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, и планируется к принятию в текущем году.
Заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС Сергей Дудкин рассказал, что Правительством РФ уже реализован ряд мер, направленных на стабильное долгосрочное тарифное регулирование деятельности по производству электрической энергии.
Так, в постановлении Правительства РФ № 64 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» предусмотрена возможность сохранения достигнутой экономии расходов на топливо, связанной со сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на генерирующих объектах, а также с использованием возобновляемых источников энергии, в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации (по общему правилу) в течение 5 лет.
Это позволило модернизировать значительное количество объектов, львиная доля которых – порядка 60% - находятся в Якутии.
Идёт постоянное совершенствование нормативной базы тарифного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности проектов малой распределенной генерации, развития института договоров государственно-частного партнерства.
Генеральный директор Филиала АО «СО ЕЭС» ОДУ Востока Виталий Сунгуров рассказал об основных изменениях законодательства об электроэнергетике планирования перспективного развития электроэнергетики и оперативно-диспетчерского управления в изолированных энергосистемах. С 1 января 2024 г. Начинает работать закон о перспективном планировании в электроэнергетике, вводящий централизацию функций оперативно-диспетчерского управления энергосистемой по всей стране, включая энергосистемы ИТТ. Это даст единые подходы не только к оперативному управлению, но и к развитию и перспективному планированию энергосистем внедрению современных технологий, технологическому присоединению.
Новая система перспективного планирования в электроэнергетике будет двухуровневой с дальним, до 18 лет, горизонтом планирования. Важно наладить как можно более эффективное взаимодействие между СО ЕЭС и регионами по реализации соответствующих Генсхем.
Руководитель направления по энергетике и ЖКХ АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Максим Губанов рассказал о разработке механизма государственной поддержки инвестиционных проектов по развитию локальной энергетики в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики.
На сегодня основными проблемами, тормозящими развитие локальной энергетики в ИТТ являются отсутствие инвестиционной привлекательности модернизации проектов таких территориях и недостаточность механизмов целевой государственной поддержки. Нужны именно системные меры.
АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» разработана Дорожная карта по реализации «Концепции привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики».
Документ предусматривает создание государственной системы управления развитием локальной энергетики, инструментов государственной поддержки частных инвестиций, источников федерального софинансирования и механизмов доведения финансирования до конкретных проектов. Это должно обеспечить оптимизацию расходов бюджетной системы на «северный завоз» топлива, снижение межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и повышение энергоэффективности экономики макрорегиона.
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев выступил с докладом «Обеспечение надежности электроснабжения и проблемные вопросы в тарифах на электроэнергию в Республике Саха (Якутия)»
Энергосистема Якутии делится на централизованную, в 2019 присоединенную к ЕЭС России, и децентрализованную. Ввиду огромной протяженности территории и суровых климатических условий, обе части системы испытывают значительные нагрузки.
В централизованной зоне протяженность линий электропередач различного класса напряжения составляет порядка 30 тысяч километров. При этом низкая плотность населения и сложная логистика сильно влияют на затраты на содержание сетевого комплекса республики – они значительно выше чем в европейской части страны. Большая часть сетей построена в 70-е годы прошлого века, в связи с чем отмечается устойчивая динамика их старения. Как следствие, на объектах электроснабжения наблюдается ежегодное увеличение технологических нарушений.
В целях повышения надежности электроснабжения на объектах электросетевого комплекса в республике ежегодно ведутся работы в соответствии с ремонтной и инвестиционной программами ПАО «Якутскэнерго», сформирована комплексная программа повышения надежности электросетевого комплекса республики. Айсен Николаев предложил рекомендовать Минэнерго России включить эту программу в федеральную программу мер поддержки. Он пояснил, что данное предложение объясняется ещё и тем, что имеется проблема недостаточности тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Поэтому реализация программы только за счет тарифного источника невозможна, а ремонтировать сети нужно уже сегодня.
В части развития электроэнергетики децентрализованной зоны Айсен Николаев обратил внимание участников круглого стола на проекты, осуществляемые с ПАО «РусГидро», по модернизации дизельной генерации на основе гибридных энергокомплексов, включающих дизельную и солнечную генерацию с накопителями энергии. Проекты реализуются на основе энергосервисных контрактов. Уже введены в работу 6 пилотных проектов, в т.ч. в 2022 году – 5. Всего планируется к реализации 72 проекта.
«Хотел бы остановиться на проекте строительства атомной станции малой мощности в Усть-Куйга на базе реакторной установки РИТМ-200 мощностью 55 МВт, которую осуществляет концерн «Росатом». Это новый уникальный проект не только для Якутии и России, но и в мировом масштабе. До сегодняшнего дня стационарные атомные станции такой мощности нигде в мире еще не строились, это будет референтный блок. «Комплексный план по созданию Кючусского кластера месторождений твердых полезных ископаемых с использованием электроэнергии от мощностей атомной станции малой мощности» находится на стадии утверждения в федеральных органах власти.
Это первый комплексный проект в Арктической зоне республики после распада Советского Союза. Реализация столь крупного проекта, наверняка, потребует и законодательной поддержки, внесение изменений в нормативно-правовое регулирование. В настоящее время эти моменты тоже прорабатываются. Надеемся на плодотворное сотрудничество в этом с Комитетом по энергетике Государственной Думы», — заявил Глава Республики Саха (Якутия).
Генеральный директор ПАО Якутскэнерго» Алексей Стручков и генеральный директор АО «Сахаэнерго» Гаврил Алексеев дополнили предложения Главы Республики.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Валерий Селезнев, говоря о потенциале ВИЭ в изолированных и труднодоступных районах, отметил, что сегодня большинство проектов ВИЭ осуществляются не там, где это необходимо и предусмотрено стратегическими документами, программы модернизации объектов локальной энергетики финансируются слабо.
Валерий Селезнев представил предложения, подготовленные возглавляемой им секцией Экспертного совета при комитете Госдумы по энергетике. Они будут включены в рекомендации комитета по итогам круглого стола.
Директор Ассоциация развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев, говоря о ВИЭ в изолированных энергосистемах, их текущем статус и предложения по развитию, подтвердил тезис о расхождении реального размещения объектов ВИЭ со стратегическими документами.
Сегодня в России ВИЭ-генерация в большей степени развивается на оптовом рынке электроэнергии и мощности, в том числе в рамках программы поддержки ДПМ ВИЭ. По состоянию на 01.01.2023 в эксплуатацию введены 70 солнечных электростанций совокупной установленной мощностью 1 788 МВт, 24 ветроэлектростанции совокупной мощностью 2 200 МВт и 4 малых гидроэлектростанции совокупной мощностью 46 МВт. При этом совокупная установленная мощность ВИЭ-генерации по состоянию на 01.03.2023 составляет 5,8 ГВт, из которых более 97% объектов ВИЭ-генерации (5,7 ГВт) расположены в ЕЭС России. В то же время совокупная установленная мощность действующих объектов ВИЭ-генерации в изолированных энергосистемах составляет около 160 МВт. За последние 5 лет в данных регионах введено в эксплуатацию около 22 МВт ВИЭ-генерации.
Для привлечения инвестиций в энергетику ИТТ АРВЭ проаодит исследования и публикует рейтинги регионов, привлекательных для инвестирования в ВИЭ в ИТТ. В 2022 м году в первую тройку вошли Сахалин, Камчатка и Якутия.
АРВЭ также внесёт свои предложения для включения в рекомендации комитета по энергетике по итогам круглого стола.
Участники «круглого стола» отметили, что реализация проектов модернизации распределенной генерации в территориях, где отсутствуют планы по сооружению крупных промышленных объектов, должна предполагать создание инвесторам льгот, направленных на обеспечение окупаемости проекта в условиях, когда такая окупаемость из рыночных источников ограничена. К числу таких мер поддержки можно отнести предоставление региональных налоговых льгот, выделение инфраструктурных кредитов, распространение на населенные пункты, где проходит модернизация, правового режима, аналогичного территориям опережающего социально-экономического развития.
Также важным инструментом поддержки является максимальное сокращение сроков административных процедур и выдачи разрешительных документов.
Участники «круглого стола» высоко оценили потенциал использования ВИЭ-генерации в ИТТ, при этом отмечая, что дальнейшее развитие отрасли должно быть основано на стимулировании локализации промышленного производства отечественного энергооборудования на базе ВИЭ; совершенствовании механизмов стимулирования развития возобновляемой энергетики; стимулировании добровольного спроса на электроэнергию, выработанную на ВИЭ, снижении антропогенной нагрузки на окружающую среду.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Правительству РФ:
- ускорить принятие и реализацию мероприятий, заложенных в Программе модернизации объектов локальной генерации на территории Дальневосточного федерального округа;
- ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части заключения двусторонних договоров купли – продажи электрической энергии (мощности) в рамках реализации механизма «бери или плати» и предоставления права заключения нерегулируемых двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии (мощности) на территориях, не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными электроэнергетическими системами, без установления предельных уровней тарифов;
- рассмотреть проект Дорожной карты, разработанной АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».
Также комитет будет рекомендовать Министерству финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ рассмотреть возможность:
- субсидирования не менее 20% суммарных затрат по проекту для компенсации инвесторам части затрат на модернизацию технологической инфраструктуры, неразрывно связанной с генерирующим объектом в рамках комплексных проектов модернизации на изолированных и труднодоступных территориях (здания и сооружения, пожарные резервуары, топливные резервуары, ГСМ инфраструктура, ремонтные мастерские, склады масла и прочее), в том числе в рамках субсидирования инвестиционных проектов в Арктической зоне;
- расширения перечня инструментов по привлечению финансирования энергосервисных проектов на изолированных и труднодоступных территориях, направленных на модернизацию объектов электроэнергетики, в том числе субсидирование государством части процентной ставки по банковским кредитам;
- предоставления налоговых льгот в части освобождения от налога на имущество, снижения ставки налога на прибыль, установления отдельного порядка ускоренной амортизации оборудования при реализации мероприятий по модернизации генерирующих объектов в ИТТ, в том числе с использованием ВИЭ.
Заинтересованным субъектам Федерации рекомендуется обеспечить разработку региональных программ повышения эффективности локальной генерации в ИТТ; провести в 2023 и последующих годах конкурсные отборы проектов сооружения распределенной генерации на основе использования ВИЭ-генерации на розничных рынках электроэнергии; проработать вопрос софинансирования из средств региональных бюджетов программ по модернизации объектов распределенной генерации на удаленных и изолированных территориях, а также сокращения ставок региональных налогов, в том числе посредством распространения правового режима, аналогичного правовому режиму территорий опережающего социально-экономического развития.