119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Газопровод GIPL приближает «хабовые» планы Литвы и Польши к реализации

 
27 октября 2021 Просмотров: 661

Во второй половине октября 2021 года был сварен «золотой стык» газопровода Польша – Литва (GIPL). До конца года на трассе предстоит завершить монтаж и тестирование оборудования, а со второй половины 2022-го по новому маршруту планируется начать транспортировку газа.

Хотя сама прокладка польско-литовской трубы заняла чуть более полутора лет, у проекта долгая и непростая история. Переговоры по нему начались в конце 1990-х, а соглашение о строительстве было подписано лишь осенью 2015 года. Запуск газопровода, изначально намеченный на 2020 год, был отложен на два года. Общая стоимость проекта – около 500 млн; 60% финансирования предоставила Еврокомиссия, остальное – операторы литовской и польской газотранспортных систем Amber Grid и Gaz-System.

Газопровод протяженностью 508 км (165 км по территории Литвы, 343 – Польши) способен работать как в аверсном, так и в реверсном режимах: из Польши в Литву его пропускная способность составит 2,4 млрд м3, в обратном направлении – 1,9 млрд м3 в год.

До сих пор литовские газовые сети были ориентированы только в восточном направлении. Как сообщает пресс-служба Amber Grid, генеральный директор компании Нямунас Бикнюс назвал стыковку двух газотранспортных систем «историческим моментом, поскольку инфраструктура Литвы, наконец, интегрируется в газовую инфраструктуру остальной Европы».

«Благодаря большему количеству источников поставок газа мы сможем обеспечить безопасность и надежность поставок газа, у нас будет больше свободы решать, откуда брать энергоресурсы, и мы сможем более гибко реагировать на изменения цен на газовом рынке», - цитирует Amber Grid министра энергетики Литвы Дайнюса Крейвиса.

Часть большого плана

Польско-литовский газопровод – составная часть плана объединения энергетического рынка Балтии по газу (Baltic Energy Market Interconnection Plan in gas, BEMIP Gas), одна из главных целей которого – снижение энергозависимости региона от России. Запуск GIPL должен быть синхронизирован с другим этапом плана – предстоящим вводом в эксплуатацию магистрального газопровода Baltic Pipe (Норвегия – Дания – Польша) мощностью 10 млрд м3, предназначенного для поставок в Польшу газа с месторождений на норвежском шельфе. Кроме того, в ближайшие годы Польша планирует расширение действующего терминала СПГ в местечке Свиноуйсьце с нынешних 5 млрд до 7,5 млрд м3 в год, а также строительство нового терминала. Еще один балтийский газовый маршрут, эстонско-финский газопровод Balticconector мощностью 2,6 млрд м3 в год, был введен в эксплуатацию в январе 2020 года.

GIPL способен покрыть около половины совокупной потребности Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии в природном газе. Сегодня значительную часть газового импорта этих стран обеспечивают российские поставки. В прошлом году три постсоветских государства Прибалтики импортировали из России 2,8 млрд м3 газа (что примерно соответствует внутреннему потреблению Литвы).

Амбиции становятся реальнее

Газ в Литву поступает также из газохранилища Инчукалнс в Латвии. Еще один, все более значимый источник импорта – терминал СПГ в литовской Клайпеде мощностью 4 млрд м3 в год, откуда газ после регазификации поставляется не только в местные распределительные сети, но и северо-восточным соседям Литвы – Латвии, Эстонии и Финляндии. Кстати, в последние годы наряду с грузами из США и Норвегии клайпедский терминал принимает и российский сжиженный газ, который из-за более короткого транспортного плеча обходится покупателям дешевле.

Благодаря новому газопроводному маршруту Литва получит доступ к трубе Baltic Pipe и к польскому терминалу СПГ в Свиноуйсьце и, в свою очередь, сможет поставлять газ из Клайпеды также и в западном направлении.

Интеграция с газопроводной системой Восточной Прибалтики важна и для Польши, которая давно заявляет о намерении стать региональным газовым хабом. При этом страна, ежегодно потребляющая около 20 млрд м3 газа, а добывающая всего около 4 млрд м3, планирует с 2023 года отказаться от долгосрочных закупок у «Газпрома» и рассматривает GIPL как важную часть собственной стратегии диверсификации газового импорта.

Ранее польская нефтегазовая компания PGNiG зарезервировала на 5 лет мощность Клайпедской распределительной станции СПГ. Как сообщала компания, это обеспечит полякам «лучший доступ к малотоннажному рынку СПГ в странах Прибалтики и увеличит конкурентоспособность предприятия для клиентов северо-восточной Польши, а также в Центральной и Восточной Европе».

Цены и политика

Минэнерго Литвы рассчитывает, что появление нового маршрута позволит снизить цену на газ для местных потребителей.

Между тем, по имеющимся данным, тариф, установленный на транспортировку газа по GIPL из Литвы в Польшу, в полтора раза выше тарифа на прокачку в обратном направлении. Некоторые аналитики сочли это нарушением закона о конкуренции с целью воспрепятствовать поставкам в Польшу российского трубопроводного газа. Как заверили в октябре представители Литвы, сегодня стороны обсуждают возможность скидок к тарифам, которые (цитата по «Интерфаксу») «могут появиться через год-два».

На карте: элементы газовой инфраструктуры прибалтийских стран. Источник: «Интерфакс».

27.10.2021 «Газовый бизнес»